Никогда не фанатела от движения ультрас, но по воле случая доводилось с ними общаться. Фанаты «Зари» еще до войны были сплоченным коллективом. Они гоняют из города в город автостопом, чтобы попасть на матч любимой команды и поразмахивать черном-белым шарфом, продвигают свое движение в соцсетях и, конечно, хулиганят, расклеивая стикеры, рисуя атрибутику клуба на стенах и заборах. Но в дом каждого из них пришла война. Часть фанатов стали переселенцами, часть осталась, часть отправилась воевать за Украину с надеждой, что в скором времени снова на стадионе «Аванград» зажгут прожектора под желто-синим флагом.
— Ты знаешь, я не вернусь туда, пока город не вернут. Они у нас дом отняли, а я туда попрусь? — еще в 2014 году заявил знакомый ультрас.
— Да ладно тебе. Приедешь еще туда и не раз. Родные все же там, дом, любимая собака… — сомневалась я. Он, конечно, отнекивался, но через год все же поехал, как и другие фанаты. А затем из Луганска пришли тревожные новости.
— Мне пришлось в соцсетях фамилию поменять… Тут непонятно, что происходит. Слухи пошли, что наших отслеживают. Страницы проверяют, кто остался в Луганске или сюда приезжает, телефоны могут прослушивать. Ведь местные «бойцы» могут и задержать за противоположные взгляды. Буду аккуратнее, главное, чтобы никто из наших не попался случайно им в руки, — написал он мне.
и Владислав Овчаренко еще до войны стали болельщиками ФК «Заря». Парни поддерживали любимый клуб и после оккупации Луганска. Фото: Facebook.com
Поплатились за наклейки
Недавно в «ЛНР» заявили, что около месяца назад задержали фанатов «Зари» — 20-летнего Владислава Овчаренко, 19-летнего Артема Ахмерова. Со временем список арестованных пополнили еще двое болельщиков. Задержанным 18-20 лет. Все местные. Во время обыска гаража одного из ребят нашли дымовые шашки, баллончики с краской, баннеры, постеры батальона «Азов», трафареты с символом Украины, флаг Украины, листовки, наклейки с символикой ультрас. Вслед за этим были выдвинуты обвинения. Их уже называют не просто хулиганами, а едва ли не террористами. Якобы они сотрудничали с Минобороны Украины, СБУ, которые их и финансировали, входили в полк «Азов», хотя в самом батальоне это категорически опровергают. Их подозревают в подрыве летом этого года в Луганске памятника погибшим сепаратистам, в продаже фанатской атрибутики для того, чтобы собрать финансовую помощь для добровольческих батальонов Украины, в поджоге флага «ЛНР», шпионаже, измене «республике».
В группе ультрас «Зари» уже сделали официальное заявление. Там ребята призвали МГБ «ЛНР» «не позорить честь русского офицера» и освободить невиновных.
«Вы прекрасно знаете, что задержали невиновных только за пару фотографий, наклейки и книжки. Общество прекрасно понимает, что вы раздуваете эту ситуацию с целью создания информационного повода, который бы заставил на время забыть об убийствах Цеплакова, Мозгового, Бетмена и других. Это глупый метод демонстрации эффективности работы вашей организации. Отпустите детей и выйдете из этой ситуации с достоинством», — сказано в сообщении.
«Отчасти сами виноваты»
«КП» в Украине» связалась с один из представителей фанатского движения, чтобы узнать обстоятельства задержания луганчан.
По словам парня, который лично был знаком с задержанными, парни несколько лет ребята просто ходили на футбольные матчи в сектор ультрас, чтобы поддержать любимый клуб, а с началом войны не смогли уехать по семейным обстоятельствам. Матчи забросили, но даже тогда свои взгляды о целостности страны не изменили.
— Юный возраст побудил к действиям. Они действительно делали фото с украинским флагом в центре города, они могли клеить стикеры, сжигать флаги «ЛНР», но на этом их подрывная деятельность, я думаю, закончилась. На серьезные диверсионные акты эта детвора не готова, а если бы и были готовы, то не держали бы столько компрометирующего материала, — рассказал наш собеседник. — Футбольные ультрас всегда были авангардом борьбы, в первых рядах были на Майдане, а потом некоторые пошли и на войну. Не имея опыта, в основном выбирали добровольческие батальоны. В «Азов» пошло большинство парней из фанатской среды, поэтому именно его чаще используют сепаратисты, когда дело касается футбольных болельщиков.
Луганчанин считает, что на парней мог донести кто-то из местных жителей.
ОФИЦИАЛЬНО
Вопрос поднимут в Минске
Советник главы службы безопасности Юрий Тандит заявил, что вопрос о фанатах, а также о задержании луганского судьи Виталия Руденко будет поднят в Минске 9 ноября.
— Виталий Руденко был задержан при данных ранее гарантиях его безопасности, когда ехал на похороны своего отца, и сейчас он находится незаконно на оккупированной территории Луганской области, как и фанаты ФК «Заря»… Наша делегация намерена на встрече Трехсторонней контактной группы поднять вопрос по теме этих последних задержаний. Мы знаем, что сейчас происходит с нашими согражданами, и будем называть имена этих ребят и Виталия Руденко, — сообщил прессе Юрий Тандит.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В Луганске задержали судью, ехавшего на похороны отца
Вопрос об освобождении Виталия Руденко будут обсуждать на ближайшей встрече в Минске.
Список украинцев, попавших в плен за линией разграничения, пополнило еще одно имя. На «ЛНРовском» блокпосту в Станице Луганской задержали судью Луганского апелляционного суда Виталия Руденко. Слуга Фемиды покинул неподконтрольные территории в июле 2014 года, но работу не бросил и продолжил судействовать в Луганском апелляционном суде, который перенесли в Северодонецк.
Несколько недель назад у 44-летнего Виталия Руденко умер отец, который жил в неподконтрольном Краснодоне. Осознавая опасность, судья все равно решил ехать на похороны. Виталий Руденко оформил электронный пропуск, получил копию свидетельства о смерти. Имелись у него и устные договоренности с представителями «ЛНР» о том, что ему позволят беспрепятственно съездить на родину и провести отца в последний путь. Но на деле все оказалось иначе. Руденко «взяли» сразу: как только он оказался на неподконтрольной территории, его остановили для проверки документов, а через какое-то время сюда же подъехали «люди в штатском», которые увезли судью с собой.
По неподтвержденной информации, сразу после задержания родственникам Руденко позвонили с его телефона и предложили заплатить выкуп за его освобождение — 100 тысяч долларов. Таких денег у судьи и его близких не нашлось.
На похороны отца Виталий Руденко так и не попал. Старика похоронили соседи и бывшие коллеги — судьи-пенсионеры.
Спустя месяц в Луганске «официально» заявили о задержании Виталия Руденко. Ему предъявляют обвинение в «государственной измене» из-за того, что судья выносил приговоры в отношении жителей, живущих на неподконтрольных территориях и пересекавших линию разграничения. Основная претензия к судье в том, что он якобы своим решением арестовал директора Луганского водоканала, спровоцировав веерные отключения воды в Луганске и его окрестностях. Руденко свою вину не признает.