Гeнeрaльный дирeктoр Aссoциaции Рeгиoнaльнoe oтрaслeвoe oбъeдинeниe рaбoтoдaтeлeй «Сaxaлинскoe Сaмoрeгулируeмoe Oбъeдинeниe Стрoитeлeй» (Aссoциaция «Сaxaлинстрoй», СРO-С-019-06072009) Вaлeрий Мoзoлeвский oбрaтил внимaниe сooбщeствa нa нoвую инфoрмaциoнную систeму пoд нaзвaниeм «Кaбинeт зaстрoйщикa», кoтoрaя былa зaпущeнa в Москве.
***
По мнению Валерия Павловича, аналогичная система должна быть внедрена во всех российских регионах, и работой над этим должно заняться Национальное объединение строителей. Более того, такое решение должно прийти на смену малоэффективному Единому реестру членов СРО.
В 2019 году в информационно-аналитической системе управления градостроительной деятельностью (ИАС УГД) департамента градостроительной политики города Москвы создан реестр саморегулируемых организаций и их членов, актуализация которого осуществляется ежемесячно на основании данных из Единых реестров СРО.
Об этом сообщил руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин по итогам прошедшей в Москве Окружной конференции московских строительных саморегулируемых организаций на площадке Национального объединения строителей. Господин Лёвкин отметил, что это результат 10-летнего планомерного сотрудничества московских СРО и департамента с момента перехода государственного лицензирования на саморегулирование в рамках соглашения между правительством Москвы и НОСТРОЙ.
«На сегодняшний день для саморегулируемых организаций через «Кабинет застройщика» предоставлен доступ к реестру государственных контрактов, заключениям государственной экспертизы проектной документации, результатам проверок Мосгосстройнадзора в отношении строительных организаций. Это реализовано только в Москве и позволяет саморегулируемым организациям своевременно и качественно осуществлять контроль за исполнением своими членами обязательств по договорам подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров», – добавил Сергей Иванович.
Напомним, что НОСТРОЙ говорил о перспективе создания собственного реестра договорных обязательств ещё год назад. Директор департамента по информационным технологиям Валерий Карпов предложил вниманию сообщества новый программный продукт и даже заявлял в декабре 2018 года, что порядка 50-ти процентов от всех СРО его уже успели попробовать и одобрить.
Однако Национальное объединение решило повести саморегуляторов всеми тремя путями одновременно. Был создан новый департамент, который возглавил небезызвестный в IT-кругах всё тот же господин Карпов. Под его кураторством уже разработан и обкатан на практике Единый реестр договорных обязательств. Как говорилось на официальных презентациях, число участников программы значительное и составляет порядка 150-ти партнёрств.
По замыслу разработчиков, система позволяет из открытых источников собрать и обобщить данные о договорных обязательствах всех компаний – членов СРО.
«По сути дела, наша программа это тот же агрегатор, но основанный на других данных, – объяснял саморегуляторам Валерий Александрович. – Сейчас многие подобные сервисы предоставляют СРО информацию о заключённых их членами контрактах, но не предоставляют сведения о дальнейшем ходе исполнения обязательств – они останавливаются на появлении контракта на торговой площадке или на публикации протокола результатов торгов. А СРО как раз интересует жизнь контракта с момента заключения до момента завершения исполнения: с кем в итоге этот контракт заключён, какие акты выполненных работ подписаны и прочие документы по исполнению или расторжению контракта».
Однако с тех пор ажиотаж вокруг ностроевского детища поутих. С одной стороны, разработчики столкнулись с объективными трудностями – не так-то просто автоматизировать парсинг данных в единую базу из огромного количества разношёрстных ресурсах, в условиях постоянно меняющегося законодательства. Да ещё и с учётом немалых усилий заказчиков максимально затруднить использование своих ресурсов, что ни для кого секретом не является. С другой стороны, специалисты СРО привыкли с настороженностью относится ко всем начинаниям НОСТРОЙ, при любых новых предложениях рефлекторно хватаясь за кошелёк.
Так что проект плавно ушёл в тень, сменившись более перспективными с точки зрения Национального объединения планами по возрождению программы техрегулирования и добровольно-принудительной оценке квалификации.
Однако, как мы видим, столичные власти всё-таки довели идею до ума и предоставили строителям работающий продукт для контроля договорных обязательств. Может быть, действительно, стоит присмотреться к интересному опыту и подумать о возможности его масштабирования?