Пoдгoтoвкa к нaчaлу рeaлизaции нaциoнaльнoгo прoeктa «Жильё и гoрoдскaя срeдa» зaнялa мнoгo врeмeни, пoэтoму рeaльныe дeйствия нaчaлись с нeкoтoрым oпoздaниeм, считaeт вицe-прeмьeр РФ Витaлий Муткo. В интeрвью РИA Нeдвижимoсть нa Пeтeрбургскoм мeждунaрoднoм экoнoмичeскoм фoрумe oн рaсскaзaл, кaк прoxoдит рeфoрмa дoлeвoгo стрoитeльствa, кaкиe пoслaблeния мoгут oжидaть зaстрoйщикoв чeрeз пaру лeт и чтo нeoбxoдимo для мoдeрнизaции сфeры ЖКX.
***
– Витaлий Лeoнтьeвич, кaкoвa Вaшa oцeнкa пeрвыx мeсяцeв рeaлизaции нaцпрoeктa пo жилью и гoрoдскoй срeдe, и кaкиe прoблeмныe тoчки Вы видитe?
– В цeлoм, учитывaя, чтo тaм пoстaвлeны aмбициoзныe цeли и зaдaчи в тaкиx вoпрoсax, кaк рaссeлeниe aвaрийнoгo фoндa, кaк гoрoдскaя срeдa, с рeaльнoй рeaлизaциeй мы ужe нeмнoжкo зaпaздывaeм. Прeдвaритeльнo нaм нeoбxoдимo былo сдeлaть мeтoдичeскую бaзу, пoдтвeрдить пaспoртa прoeктoв, дoвeсти дo рeгиoнoв дeньги, рaспрeдeлить иx мeжду субъeктaми и с кaждым пoдписaть сoглaшeниe. Конечно, это заняло достаточно много времени, четыре-пять месяцев ушло только на это. И реальная работа уже по реализации, скажем откровенно, началась только в апреле. При этом стоит отметить, что у нас началось глубокое взаимодействие с регионами, чего в последние годы не наблюдалось. В целом, я бы ответил на Ваш вопрос положительно, но мы могли бы действовать быстрее. Учитывая масштаб, размеры нашей страны, мы потратили много времени на методологию. Но, надеюсь, это позволит нам в последующие годы вообще без раскачки начинать каждый финансовый год и вести реальную реализацию проектов.
– Пока федеральный проект «Ипотека» единственный, у которого нет финансирования. Как Вы считаете, оно ему нужно или стоит надеяться на то, что рыночные механизмы сами сыграют роль?
– Это проект, который сегодня зависит от многих условий: от макроэкономики, от стабильности национальной валюты, от инфляции, наличия различных возможностей на финансовом рынке, создания регуляторной базы, стандартов предоставления кредитования. Они, как правило, могут снижать ставку от 1-го до 2-х процентных пунктов. Поэтому мы приняли пока решение направить свои усилия на регуляторику. Совместно с ЦБ отработана очень серьёзная методология предоставления кредитов, перевод его в электронную форму, приняты стандарты ипотечного кредитования.
Второй момент: мы приняли решение, создали и усиливаем наш строительный банк «Дом.РФ», который сейчас уже выходит на пятое-шестое место по ипотечному кредитованию в стране. Он современен, мы его постоянно докапитализируем. В этом году мы ещё 20 миллиардов рублей направим туда, и в следующем году 20 миллиардов. Таким образом, общие кредитные возможности этого банка будут до триллиона рублей. Он может выдавать кредиты как физическим лицам, так и строительным компаниям.
Также планируется субсидировать ипотечные ставки ряду льготных категорий: например, семьям, имеющим детей, до 6-ти процентов, а на Дальнем Востоке – до 5-ти процентов. Ещё одно условие субсидирования – единоразовая выплата 450 тысяч рублей при рождении третьего ребёнка, которая может пойти на покрытие ипотеки. Здесь очень много нюансов, которые мы можем решать. Мы рассматриваем ряд вопросов, связанных с поддержкой таких проектов по субсидированию ипотеки, которые были бы очень востребованы в регионах. Это поддержка молодых семей, не имеющих детей, это актуально и очень важно.
Конечно, субсидирование ипотеки – это действенный финансовый механизм. В принципе, такой опыт есть, в предыдущие годы за счёт субсидий удалось снизить ставку с 14-ти до 12-ти процентов.
– На фоне реформы долевого строительства ряд застройщиков по-прежнему продолжают дискуссию о необходимости поэтапного раскрытия эскроу-счетов, хотя много было сигналов, что пока вопрос не актуален. На чьей стороне Вы в данном вопросе?
– Я сегодня на стороне гражданина и человека, который сегодня должен купить жильё. Если раскрытие снижает стоимость капитала, который берёт застройщик, это снижает стоимость квадратного метра. Безусловно, я за раскрытие эскроу-счетов.
Другое дело, что нельзя одновременно делать реформы по всем направлениям. Мы договорились с Центральным банком, что в течение эту тему поднимать не будем. Нам нужно создать сейчас стандарт проектного финансирования, поставить на поток процесс предоставления кредитов застройщикам.
Сейчас говорить о раскрытии эскроу-счетов очень сложно. Сами счета эскроу – это ведь не в армию призвать. Гражданин должен очень чётко понимать, почему он должен взять свои деньги в кредит под процент и беспроцентно заморозить их на какой-то период на эскроу-счете. Эта модель для него должна быть очень понятна. Он должен понимать, что деньги защищены, они не у застройщика, который завтра может закрыться и убежать, не выполнив обязательства. Давайте поработаем пару лет с этим проектом, нам наверняка придётся присматривать за ним в ручном режиме. Возможно, придётся что-то корректировать в законодательном плане, мы будем это делать. Нам нужен сейчас опыт.
– Правильно ли я понимаю, что к раскрытию эскроу-счетов можно будет вернуться через два года?
– Можно и нужно. Но на каком этапе? Если сейчас, то мы просто тормознём весь процесс. Надо пойти по этому процессу, а дальше мы будем изучать опыт. Ещё раз скажу – наша задача, чтобы как можно дешевле был ресурс застройщика, чтобы цена квадратного метра астрономически не выросла. Сейчас это никому не выгодно – ни гражданам, ни застройщикам, у них будет затоваривание и, по сути, спроса не будет. Все заинтересованы, чтобы сегодня спрос не падал. И Президент на последнем совещании сказал, что главная задача – не только перейти на новую модель и защитить деньги людей, но и не разрушить отрасль жилищного строительства, не остановить темпы строительства, не остановить инвестиции в отрасль. Ведь главное – это деньги людей.
Вы видели, что в прошлом году 1,5 миллиона граждан взяли ипотечный кредит и принесли на рынок новостроек. Это практически 3 триллиона рублей. Люди пришли в банк и взяли под свои проценты деньги, а дальше отдали их застройщикам под строительство жилья. Мы много говорим об инвестициях в основной капитал, внешних инвестиций. Да вот инвестиции – граждане.
– Я слышала, что в Правительстве обсуждают возможность создания ведомства, которое будет контролировать деятельность государственных жилищных инспекций. Что Вы можете об этом сказать?
– В последние годы тема эксплуатации и управления жилого фонда у нас даже перезрела. После приватизации около 80-ти процентов стали собственниками жилья и получили обязанность управлять своими домами. Опыт управления людей жилыми домами складывался по-разному, были определённые проблемы, например, с тем, чтобы собрать общее собрание собственников жилья. Естественно, государство старалось отрегулировать процесс, и, как результат, за последние годы в Жилищный кодекс внесены десятки, если не сотни изменений. Только в последние годы мы ввели систему лицензирования УК, описали случаи, когда управляющие компании могут лишаться лицензий и завели реестр УК. Однако редактирование ЖК дошло до того, что его стали корректировать чуть ли не каждую неделю. Сегодня такие регулярные изменения кодекса в системе управления жилищно-коммунальным хозяйством мы прекратили и договорились, что нужно остановиться на имеющейся формуле, когда граждане могут выбирать между ТСЖ и управляющими компаниями. Мы хотим, чтобы в стране появилось доверие к профессионалам в управлении жилым фондом и были созданы лучшие практики в этом направлении.
При этом в управлении жилым фондом есть масса проблем: капремонт, содержание общего домового имущества, вопросы чрезмерно изношенного лифтового хозяйства, проблемы безопасности газового хозяйства. Контролируют работу управляющих компаний в регионах государственные жилищные инспекции, и на них очень много возложено обязанностей. А на федеральном уровне такой жилищной инспекции нет, вопросами координации деятельности региональных жилищных инспекций занимается Минстрой, и раньше должность главного жилищного инспектора была совмещена с постом замминистра.
Получается парадокс: с одной стороны, чиновник пишет нормативные документы, отвечает за регуляторику, а с другой сам себя контролирует. Я считаю и поставил такую задачу министерству, что нам нужно создать федеральную жилищную инспекцию, которая будет координировать все региональные государственные жилищные инспекции, направлять их, чётко взаимодействовать с Ростехнадзором, которому возвращают надзорную функцию за безопасностью лифтов. Нужен федеральный орган, который бы занимался системной работой в области управления жилищным фондом, тем более что есть много общественных организаций в этой сфере и с ними надо взаимодействовать – например, объединения управляющих компаний, ассоциации теплоснабжающих компаний и так далее.
– Скажите, а главный жилищный инспектор может быть замом министра? Ведь, к примеру, глава Росреестра одновременно является заместителем министра экономического развития…
– Нет, не должен быть, я абсолютно в этом уверен.
– Есть ли уже решения по человеку, который возглавит федеральную жилищную инспекцию и станет главным жилищным инспектором?
– Я попросил министерство предложить кандидатуры, но и публично, через вас, я готов обратиться к общественным организациям. Если наши ассоциации, общественные движения предложат достойных кандидатов, мы готовы их рассмотреть.
– Продолжим тему ЖКХ. Во сколько может обойтись бюджету подпрограмма по модернизации коммунальной инфраструктуры, подготовкой которой сейчас занимается Минстрой?
– Вчера я общался с коллегами, они считают, что сегодня только система теплоснабжения недокапитализирована в стране примерно на 1,5 триллиона рублей. Износ инженерных систем и сетей очень большой, при этом государство регулирует тарифную политику, так что поставщики ресурсов не могут поднять цены и зачастую нас сильно критикуют. Надо признать, их можно понять – откуда брать инвестиции для модернизации сетей и объектов ЖКХ? По сути дела, в убыток никто не хочет работать.
Вдумайтесь в цифру: 1,5 триллиона только в тепло, а ведь в водоснабжении и водоотведении дела ещё хуже. Так что пока очень сложно оценивать объемы подпрограммы модернизации коммунальной инфраструктуры.
– Мрачная картина…
– Ситуация тяжёлая, но небезнадёжная. Напомню, Правительство несколько лет назад приняло решение об открытии этой отрасли для частных средств. За последние несколько лет в отрасль инвестировано под 336 миллиардов рублей. Сегодня каждый муниципалитет, каждый губернатор может подписать концессионное соглашение и передать в управление инвестору свои теплосети, теплоснабжающие организации, водоканалы и очистные сооружения. В этом плане пока действует первый механизм. И если его донастроить, можно сделать здесь привлечение инвестиций.
Понимая, что без государственных инвестиций ничего невозможно сделать, мы приняли ещё ряд решений. Во-первых, мы направили 13 миллиардов рублей через Фонд реформирования ЖКХ в 2019 году на модернизацию коммунальной инфраструктуры, прежде всего, сетей водоотведения и водоканалов, очистных сооружений, теплоснабжения и теплосетей. Также имеется договорённость с Новым банком развития о займе в 320 миллионов долларов на 25 лет. Средства пойдут на кредитование выбранных Правительством проектов под федеральные гарантии.
Кроме того, надо иметь в виду, что запущены большие национальные проекты. У нас есть федеральный проект «Чистая вода», очистка сточных вод в бассейне реки Волга, очистка от сточных вод озера Байкал. Здесь инвестиции будут уже измеряться сотнями миллиардов рублей.
– Вы поручали Минстрою проработать программу поддержки индивидуального жилищного строительства. Вы уже видели проект программы? Когда Вы надеетесь её утвердить?
– Завершённого проекта я пока не видел. Но ещё раз скажу, индивидуальное жилищное строительство – одно из наших ключевых направлений. Этим надо серьёзно заниматься. У нас в стране 75 процентов живёт в городах, но 25 процентов – на селе. ИЖС может занимать очень серьёзную долю в строительстве жилья. И потенциал здесь огромен. Людям просто нужно помочь – с ресурсом, с инженерной подготовкой территорий.
Пока такой программы Минстрой ещё не представил, но мы уже приняли решение о выделении средств из федерального бюджета. Сейчас мы направляем 160 миллионов рублей, чтобы на примере Липецкой области отработать имеющуюся у них модель ИЖС. Дальше, в конце года, при корректировке бюджета мы посмотрим расширение до 10-12 субъектов. И не исключаю, что с 2020 года мы уже примем федеральную программу и направим ресурсы на поддержку всех субъектов РФ.
– Помимо строительной отрасли Вы еще курируете региональную политику. Недавно в Астраханской области один врио губернатора сменился на другого. Верите ли Вы в нового врио Игоря Бабушкина и как в целом оцениваете ситуацию в регионе?
– Вы знаете, Астраханская область не самый неразвитый регион. Экономика там неплохая, темпы развития хорошие, геополитическое расположение очень серьёзное. Есть свои собственные ресурсы, определённая сырьевая база и в целом потенциал неплохой. Большое внимание области уделяется и в стратегии пространственного развития как геостратегическому региону, граничащему с иностранными государствами Каспийского бассейна. У нас очень серьёзные планы по магистральной инфраструктуре – и по речному судоходству, и по созданию портового хозяйства. Каких-то серьёзных, вызывающих проблем, я там не вижу.
Но в целом вопросов накоплено очень много, и они должны просто последовательно решаться. Многие из них откладывались, поэтому Президент специально прилетал туда, собирал всех министров, что не так часто делается. Мы сейчас готовим отдельную программу развития Астраханской области, наряду с десятью программами развития самых, скажем так, экономически и социально неразвитых или отстающих от всей страны регионов. У нас есть отдельные программы по развитию Дальнего Востока, Северного Кавказа, по Северной Осетии – Алании, по Калининградской области, по Карелии. И вот такую же программу мы примем по Астраханской области.
А что касается руководителя… Здесь я могу сказать, что, помимо опыта или знаний, человек должен обладать ещё различными качествами. Всё-таки это ключевая должность в работе с населением. Мы должны на месте чувствовать людей. Это очень важно. Нового врио я знаю, сталкивался с ним пять лет, он был у меня в составе координационного совета по подготовке чемпионата мира по футболу. В своё время он работал в федеральных имущественных органах и был заместителем полномочного представителя. Я считаю, что человек серьёзно подготовлен.
ОТ РЕДАКЦИИ. Ждём на нашем форуме Ваших комментариев, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ