Жoнглирoвaниe цифрaми всeгдa былo oдним из любимeйшиx рaзвлeчeний рукoвoдствa НOСТРOЙ. Имeннo блaгoдaря тaкoму циркoвoму умeнию Нaцoбъeдинeнию ужe в тeчeниe 10-ти лeт удaётся oпрaвдывaть свoё сущeствoвaниe, имeя при этoм нeмaлый гeшeфт в видe члeнскиx взнoсoв дeйствующиx сaмoрeгулируeмыx oргaнизaций и прoцeнтoв с рaзмeщeния срeдств компфондов исключённых СРО. И именно статистика после соответствующей её обработки позволяет сместить акцент с доходов Нацобъединения и бессмысленности и даже вредности для строительной отрасли реформы саморегулирования, стартовавшей с принятием 372-ФЗ. К такому неутешительному выводу пришёл наш добровольный питерский эксперт, которому мы и уступаем место на общественной трибуне.
***
В качестве наглядной иллюстрации можно привести следующий пример. На сайте НОСТРОЙ в разделе информации об исключённых СРО приведены сведения о том, что по состоянию на 19 августа 2019 года из Государственного реестра саморегулируемых организаций с 2015-го исключены сведения о 71-ой СРО, имевших (или имеющих) обязательства по перечислению в НОСТРОЙ 49,5 миллиарда целковых. Однако на специальный счёт Национального объединения зачислены только 3 миллиарда рубликов, что составляет 6,1% от общей суммы.
В то же время в адрес НОСТРОЙ с 2017 года по 19 августа 2019 года поступило 8.901 заявление о перечислении денежных средств, из них:
- в удовлетворении требований отказано 4.626-ти заявителям;
- в полном объёме или частично удовлетворены требования 4.234-х заявителей;
- на рассмотрении находится 41-но заявление.
По поступившим заявлениям Нацобъединение перечислило на специальные счета действующих СРО чуть больше 1,8 миллиарда рублей.
То есть мы видим, что СРО исполнили свои обязательства по отношению к НОСТРОЙ на 6%, а Нацобъединение, в свою очередь, удовлетворило требования примерно половины членов исключённых СРО, обратившихся за компфондами. При этом НОСТРОЙ ещё и ухитрился «выпилить» на свой депозит проценты с оставшихся невостребованными 1,2 миллиарда рублей. По сути, треть от всех поступивших сумм, составляющих средства компенсационных фондов СРО, исключённых из Госреестра, Национальное объединение, ничтоже сумняшеся, оставляет себе любимому.
Есть в этой статистике, которую формирует НОСТРОЙ из своей внутренней отчётности, и ещё одна странность. Во-первых, вызывает определённое недоверие количество строителей, членов экс-СРО, обратившихся в Национальное объединение за компфондом, – 8.901 (?) компания.
40.342 члена исключённых СРО числятся в Едином реестре. Это, так скажем, рафинированная, выхолощенная цифра, поскольку, как все помнят, в 2016-2017 годах сами СРО организовали массовые исключения своих членов, пользуясь для этого любым благовидным предлогом. То есть на момент исключения в Госреестре оставались только те, кто в общем-то был относительно чистенький – и платил вовремя, и рассрочку взносов в компфонд закрыл по первому требованию. По сути, все эти члены или значительная их часть имели все основания обратиться в НОСТРОЙ за перечислением. Но по странному стечению обстоятельств, обратились за перечислением чуть более 9-ти тысяч (по сведениям Нацобъединения), из которых половине НОСТРОЙ отказал.
По сути, Национальное объединение формирует внутри себя свою, ничем не подтверждённую и никем не контролируемую статистику. Процессы перечисления средств саморегулируемых организаций, исключённых из Госреестра, на расчётные счета НОСТРОЙ и дальнейшие расчёты с членами этих экс-СРО составляют, пожалуй, главную коммерческую тайну Национального объединения. Этой информацией ностроевцы делятся крайне скудно и неохотно. Обрывочные сведения мелькают только в протоколах судов, которые ведут с Нацобъединением строители, пытаясь вернуть свои деньги, да ещё из лаконичного мониторинга на официальном сайте. Сколько на самом деле обратилось и сколько по факту перечислил НОСТРОЙ – не знает никто. К тому же, обращаются строители за своими тремястами тысячами, а по факту в новую СРО поступает лишь сотня в компфонд возмещения вреда.
В итоге Нацобъединение имеет свою «законную» треть от всех средств, поступивших на его спецсчёт, поскольку обслуживает процедуру, прописанную в Градостроительном кодексе РФ, в условиях полного отсутствия контроля и максимально созданной непрозрачности. Из потенциальных 40-ка тысяч строителей, НОСТРОЙ удовлетворил требования 4-х тысяч, при том, что примерно на треть (выплачивая лишь 100 тысяч рублей вместо 300 тысяч). Поэтому справедливо было бы говорить о том, что, если исключённые СРО исполнили свои обязательства по перечислению средств компфонда лишь на 6%, то НОСТРОЙ исполнил свои обязательства по отношению к строителям в лучшем случае на 4%.
Факты вещь упрямая. И, может быть, стоит задуматься над внесением соответствующих законодательных инициатив, которые позволят избавиться от слишком жадного и прожорливого посредника в лице Нацобъединения. В конечном счёте уполномоченные банки сами могли бы справляться ничуть не хуже с вопросом перераспределения средств компенсационных фондов СРО, исключённых из Госреестра. Но это тема уже для другого глубокого разговора.