Измeнeния кaсaются дeцeнтрaлизaции.
В прeзидeнтскoй кoмaндe xoтят дo кoнцa гoдa пeрeписaть Кoнституцию, чтoбы зaвeршить рeфoрму дeцeнтрaлизaции. В нoябрe в пaрлaмeнтe пoявился прeдвaритeльный тeкст измeнeний в Oснoвнoй зaкoн, нaд кoтoрым будут рaбoтaть дeпутaты. Нo экспeрты ужe сeйчaс oпaсaются тex нoрм, кoтoрыe мoгут пoявиться в финaльнoм зaкoнoпрoeктe, пeрeдaeт Xрoникa.инфo сo ссылкoй нa РБК-Укрaинa.
Спикeр Вeрxoвнoй рaды Руслaн Стeфaнчук зaявил, чтo «лeйтмoтивoм» 2022 гoдa стaнeт вoпрoс дeцeнтрaлизaции. Кoнцeпция зaкoнoпрoeктa, кoтoрый дoлжeн зaкрeпить эту рeфoрму в Кoнституции, пoявилaсь в пaрлaмeнтe в кoнцe нoября.
Этo нe пeрвый дoкумeнт, мeняющий функции и структуру мeстнoгo сaмoупрaвлeния в Oснoвнoм зaкoнe. В 2015 гoду измeнeния в Кoнституцию пo чaсти дeцeнтрaлизaции прeдлoжил Пeтр Пoрoшeнкo. Тoгдa принятиe зaкoнoпрoeктa в пeрвoм чтeнии с-зa нoрм oб oсoбoм стaтусe Дoнбaссa зaкoнчилoсь потасовками и гибелью правоохранителей у стен Рады.
В конце 2019 лета Владимир Зеленский внес неординарный вариант текста об изменении Основного закона. Же после споров вокруг некоторых норм заведующий государства через месяц отозвал чертеж, после чего в президентской команде решили например паузу и доработать его.
Новая разночтение, появившаяся почти два возраст спустя, сильно отличается через исходного текста, который подавал Зеленский. В «Слуге народа» ходят слухи, что это всего исключительно концепция изменений, презентованная чтобы общественного обсуждения. А сам устав еще не зарегистрирован в парламенте.
В конце декабря в Раде создали специальную рабочую группу, которая предварительно 1 марта должна откорректировать сертификат. Вполне вероятно, что к сессионному залу может доп совсем другой текст.
Энергореформа с шероховатостями
Если описать в общих чертах, чертеж изменений в Конституцию о децентрализации, сиречь и все предыдущие версии, охватывает две ключевые вещи. Первая – сие новое административно-территориальное машина страны. Вторая – перераспределение функций и полномочий органов местного самоуправления.
Никаких норм об особенностях местного самоуправления сверху Донбассе, в отличии от проекта 2015 лета, в нем не предусмотрено.
Что-что меняется? Основой административно-территориального устройства будут общины (с укр. – община). Следующий уровень – районы – предлагают переименовать сверху уезды (с укр. – повіти), только этот вопрос авторы проекта оставили нате усмотрение Рады. Как и ведь, нужно ли менять «старая ладога» на «рюха» (с укр. – містечко). Наименование «область» решили без- трогать.
Что такое «общность»? Авторский коллектив дает ей двоечка определения: административно-территориальная персона и совокупность жителей, проживающих в ее территории. Община получает кто (властен утверждать свой устав, смета и программы местного развития. Возлюбленная также может решать вопросы по части поводу местных налогов и сборов, управления имуществом.
И в этот список функций заканчивается формулировкой, в которой приём экспертов видит «подводные камни»: «безданно-беспошлинно решать вопросы местного значения, которые маловыгодный исключены из сферы ее компетенции и резолюция которых не поручено никакому другому органу». Метрополия, как декларируют авторы, оставляет из-за собой только функции административного надзора.
«Получи и распишись первый взгляд, это по всем вероятиям бы расширяет свободу действий местного самоуправления. Однако нет. Это значит, будто обычным законом можно укупить из сферы компетенции местного самоуправления повально что угодно, а эти восемь зафиксированных позиций – сие минимум, который может у них остаться. Больше того, такой термин что компетенция вообще отсутствует в Конституции», – сказал распорядитель по науке и развитию Института гражданского общества Тота Ткачук.
Местное самоуправление полноте избираться на пять парение, в первом проекте Зеленского отводилась оборот в четыре года. Назначать внеочередные избрание будет ЦИК, а не риксдаг, как сейчас. В документе предлагают упрочить. Ant. ослабить роль главы общины, некоторый также известен нам словно мэр или городской талант. Он будет самостоятельно основывать и возглавлять исполнительный орган местного совета.
«Безотлагательно этот орган формирует вече, а глава только вносит предложения. Ведь есть соблюдается баланс. А днесь формально он ни с кем консультироваться не должен. Но для него смогут оказывать гнет сверху. К примеру, его могут пробудить в СБУ и указать, кого дьявол должен назначать. И если патрон послушается, то вступит в выяснение отношений с депутатами в совете», – считает Ткачук.
Областные и районные советы да получат собственные исполнительные органы. Останутся ли в новой структуре райсоветы – кроме один вопрос, который предстоит замочить депутатам. Член рабочей группы соответственно подготовке изменений к Конституции, военпред парламентского комитета по госвласти Витя Безгин полагает, что их составлять не должно. Позиция его фракции «Челядинец народа», вероятно, хорошенького понемножку такой же, отметил нардеп.
«Пурана с изменениями, который разработали эксперты и отдельная категория Дмитрия Гурина – это безвыгодный комитетский законопроект, не наша предприятие. То, что есть не откладывая – это абсолютно сырой мандат, который не готов к принятию. Его опубликовали интересах консультаций, чтобы решить, что же с ним делать дальше. Межкомитетская, межфракционная пучок до 1 марта должна истечь на какой-то консенсусный машинопись», – объяснил Безгин.
Проверщик от «Центра»
Пока еще одно ключевое изменение, которое короче обозначено в проекте о децентрализации – составление института префектов. Они придут в смену главам районных и областных госадминистраций. Созвучно, вместо РГА и ОГА появятся префектуры.
Буква идея была предусмотрена и в предыдущем законопроекте Зеленского. Так многие эксперты и представители оппозиции были недовольны тем, какая ролька отводилась новому институту. Т. е. это выглядит, согласно пирушка концепции, которая появилась в парламенте?
Префекты – сие госслужащие, которые будут избираться бери конкурсной основе сроком получи три года. Их главная миссия – административный надзор: префект пора и честь знать следить за законностью решений местного самоуправления и, если только потребуется – сможет обратиться в камера.
Префект не имеет карт-бланш останавливать действие актов местного самоуправления. Сия возможность предоставляется президенту, благо он заподозрит угрозу суверенитету и территориальной целостности. В таком случае голова государства обязан одновременно вонзиться за оценкой КСУ, которому отводят месяцок для принятия решения. Если нет судьи подтвердят нарушения, в те поры местный орган распускается и проводятся перебаллотировка.
Глава правления Центра политико-правовых реформ Горя Колиушко уверен, что КСУ без- стоит обременять оценкой актов местного значения. К тому но такой механизм подрывает эксергия суда, если он полноте «забит» делами различных сельских либо — либо местных советов.
Важный не уходи, который не обойдется за исключением. Ant. с острых дебатов в депутатском корпусе – сие порядок назначения и подчиненность префектов. Авторы предварительной концепции неважный (=маловажный) дают ответа на сии вопросы, предлагая по на человека из них две опции для выбор. Префект назначается либо президентом ровно по представлению правительства, либо офигенно Кабмином. В случае с подчиненностью варианты похожи – либо президенту с Кабмином, либо токмо Кабмину.
Гораздо больше ясности, ась? будет с префектом, есть в другом законопроекте – о местных государственных администрациях (№4298) – какой внесли члены фракции «Стремянный народа». Профильный комиссия уже подготовил документ к голосованию умереть и не встать втором чтении.
Интересно так, что у этого законопроекта преувеличенно много расхождений с конституционными изменениями, которые эксперты передали в вече. Например, в документе №4298 у главы администрации – спирт же префект – есть воля останавливать акты местного самоуправления. А о каденции в три возраст не упоминается.
«И в первой редакции законопроекта №4298, и в проекте изменений к Конституции было предусмотрено, отчего главы местных администраций должны отбираться бери конкурсной основе Кабинетом министров. Что-нибудь они должны проходить специальное натас. Все это в ноябре убрали изо законопроекта. Хотя еще полгода отворотти-поворотти эти вопросы были согласованы всеми сопричастными сторонами: парламентским комитетом, Кабмином и Офисом президента», – говорит Колиушко.
Законопроектом №4298 предусмотрено, ась? главу местной администрации назначает лидер государства по представлению правительства. Же если он дважды завернет предложенную ему кандидатуру, Кабмин может втащить ему того претендента, которого заведующий государства выберет сам. Кое-когда правительство послушно следует контур Банковой, порядок назначения и контроля вслед префектами не играет особой роли. Же это может иметь функция в будущем, если конструкция высшие круги изменится и Кабмин станет отдельным центром влияния.
«Сверху что еще следует изменить внимание? Во второй редакции законопроекта №4298 главы местных государственных администраций перестали (пре)бывать государственными служащими, они стали легко сотрудниками. Зачем это нужно? К того, чтобы президент был способным ими манипулировать и, например, нарядить руководителями своих избирательных штабов сверху предстоящих выборах, как сие делал Петр Порошенко», – предположил Колиушко.
Вследствие чего документ о местных администрациях важен в контексте проекта изменений Конституции о децентрализации? Нормы законопроекта №4298 лягут в основу доработанного текста изменений в Главнейший закон, который президентская ледовая дружина внесет в парламент. Так по какой причине, как минимум, по части префектов завершающий текст будет заметно были непохожими друг на друга от того документа, тот или иной предложили эксперты.
«Позиция нашей фракции – свести в конституционный законопроект о децентрализации нормы с проекта №4298 по (по грибы) исключением исполнительного органа, тот или другой предусмотрен в Конституции. То подчищать будут полностью скопированы начальство префекта с этого документа, присутствие этом будет указано, кое-что они больше не будут исполнительным органом областного совета», – пояснил изданию Витя Безгин.
Он допустил, как будто при оптимистическом сценарии депутаты смогут подать свой голос законопроект о децентрализации во эпоха следующей сессии, которая стартует в феврале. Если только парламент уложится в запланированные сроки и наберется 300 голосов «вслед за», тогда финишное плебисцит может пройти в период осенней сессии 2022 возраст.
Читайте также:
- В Киеве ударят морозы: ликвидус опустится до -15
- Несовершеннолетние смогут выколотить «тысячу за вакцинацию»
- США и РФ ли) не 8 часов обсуждали «гарантии безопасности»: итоги переговоров
- В Сумской области военного судили следовать лайк в «Одноклассниках»
- Помаранчевая республика сократит срок действия COVID-сертификатов