Детективная история разыгралась вокруг украинского рыболовецкого судна, которое сейчас задержано в Греции. Поломка двигателя, двое суток без помощи, неожиданное спасение и угроза ареста. Но самое главное — это интрига: что делало в Средиземном море наше судно с грузом непонятно откуда взявшихся сигарет?
На помощь пришел российский военный корабль
По официальной версии, судно RS-300 № 97 потеряло ход в Средиземном море 21 ноября. Два дня «рыбак» дрейфовал, не подавая сигнал бедствия, пока его случайно не обнаружил российский военный корабль «Вице-адмирал Кулаков». По сообщению Минобороны РФ, капитан RS-300 попросил отбуксировать их в место, где можно забросить якорь. Так и поступили, оставив украинских рыбаков у берегов Греции. Далее ими занялась местная береговая охрана.
Посольство Украины в Афинах на прошлой неделе подтвердило факт спасения украинского судна, но заявило, что о российской помощи ничего не знает. Ясность в вопрос внесло видео, размещенное Минобороны РФ. Факт был, кто бы как к этому ни относился.
А история получила новый поворот: украинские моряки сами оказались не рады своему спасению. Вместо того, чтобы приютить терпящих бедствие, охранники греческих берегов тщательно осмотрели корабль. И вместо рыбы нашли сигареты неизвестного происхождения. Ряд нарушений зафиксировала и морская инспекция.
Факт задержания украинского судна подтвердили в консульской службе МИД Украины, пообещав держать ситуацию на контроле.
Темная история
Рыболовецкий RS-300 № 97 был спущен на воду в 1977 году. Ходил под флагом СССР, потом — под украинским флагом. Согласно морским каталогам, он был приписан к Севастополю, потом передан в Керчь. Там «девяносто седьмой» обслуживал рыболовецкий колхоз «Жемчужина моря», который обанкротился в 2010 году. Судно то ли передали, то ли продали некому частному предприятию «Попова Наталья» и приписали к Мариуполю.
Фирмы с таким названием, хоть немного имеющей отношение к морю, в украинских каталогах мы не нашли. И в Мариупольском порту категорически заявили, что корабля RS-300 № 97 у них нет и не было. Таинственности добавляет тот факт, что в морскую онлайн-карту, где видно передвижение и местонахождение всех судов, RS-300 № 97 вписан, но визуально отсутствует. Хотя по сообщению нашего МИД достоверно известно, что судно находится в порту Палеохорас у берегов Крита.
По данным «Морского бюллетеня», последний сигнал RS-300 № 97 подавал в сентябре из порта в Баре (Черногория). С тех пор сигналы отсутствуют, хотя судно было в пути — капитан сообщил греческим властям, что шел из Черногории в Ливан.
Сейчас греческие правоохранители устанавливают легальность груза. Если подтвердится, что наши моряки были контрабандистами, их ожидает арест.
КОМПЕТЕНТНО
Эксперт по морскому судоходству Михаил ВОЙТЕНКО:
— Такой финал был вполне ожидаем. Наличие контрабандного груза во многом объясняет нелогичное поведение команды. Иначе зачем им было болтаться посреди моря двое суток? Если бы все было чисто, дали бы сигнал бедствия и очень быстро решили свою проблему. Но теперь понятно, что экипаж ждал кого-то, с кем можно попробовать договориться. Видимо, решили, что с россиянами получится найти общий язык, чтобы они их отбуксировали на условно «безопасную» территорию, где бы их не арестовали, но что-то там в процессе не срослось. В итоге имеем задержанный в Греции экипаж, для которого эта история может закончиться плачевно. Судя по всему, состав преступления там налицо, а к подобным вещам (незаконный ввоз сигарет. — Прим.авт.) в ЕС сейчас относятся очень серьезно.
По словам эксперта, сегодня не менее сотни украинских моряков на законных основаниях отбывают сроки в европейских тюрьмах за подобные правонарушения. И Украина мало чем может повлиять на ситуацию.