Путин стал героем мультфильма про князя Владимира

фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa

Нa пaрaдe Винни Пуxoв. Сaмый oригинaльный кoстюм.

Пoтoм aнимaциoнныe гeрoи, изгoтoвлeнныe и нaрисoвaнныe рeжиссeрaми и xудoжникaми, дeтьми, всeми, кто хотел, улетели в небо на воздушных шарах. К примеру, Алексей Алексеев сделал Пуха в своем фирменном стиле, предварительно спросив, может ли он быть худым. И тощий Пух воспарил к облакам.

Среди гостей и участников фестиваля было много молодых и пока неизвестных авторов. По этому случаю Юрий Норштейн вспомнил Федора Хитрука, который говорил, как, бывало, придешь в буфет, посмотришь на ножки, и тут же всех узнаешь. А сегодня это невозможно. Пришло новое поколение — по ножкам его не узнать.

Жюри присудило гран-при фильму «Среди черных волн» Анны Будановой из Екатеринбурга, основанному на легенде о душах утопленников. Здоровенный охотник похитил шкуру девушки-тюленя, и стала она его женой, родила ему сына. Но сколько волка ни корми… И кинется девушка с душой животного в прорубь, как только представится возможность. Когда-то у Анны Будановой была великолепная работа как у художника-аниматора в картине «Подарок» Михаила Дворянкина, а ее собственная «Обида» удостоена награды в анимационных Каннах — в Аннеси. И теперь она сделала завораживающую графичную работу.

Спецпризы жюри присудило Елизавете Скворцовой за «Джони-Бони-Б» по мотивам стихотворения Эдварда Лира и Светлане Андриановой за фильм «Два трамвая» по Мандельштаму, героями которого стали мать и сын — трамваи. Как «Лучший короткометражный фильм» отмечена картина «Рыбы, пловцы, корабли» Дмитрия Геллера и Андрея Кулева, навеянная поэзией Поля Элюара, переведенной на китайский язык. В номинации «Лучший фильм для детей» победил «Бельчонок и санки» Олеси Щукиной о трогательном бельчонке, впервые прокатившемся на санках с огромной горы.

А началось все с новогодней открытки, изготовленной для поздравления друзей. Олеся — ученица Константина Бронзита в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, позднее получившая кинообразование во Франции, где теперь живет и работает. «Лучшим студенческим фильмом» стала «The square» Якова Круговых, который на самом деле Варя Яковлева. В течение трех минут разные люди проходят перед нами. Их сотни в любом мегаполисе, и это интересное наблюдение за пульсом городской жизни. Среди авторов был и Вова Компотик, тоже оказавшийся девушкой. «Почему вы Вова Компотик?» — прозвучал вопрос. «Всегда мечтала быть мальчиком», — услышали мы в ответ. А что еще остается девочкам, раз мужчины все реже идут в трудную и кропотливую анимационную профессию.

Мультфильмы могут быть сыпучими, как «Волчья ресница» Елизаветы Стариковой, сделанными из цветного песка и черной соли, даже из укропа. Юрий Норштейн, посмотрев фильм про муху, вспомнил о своих взаимоотношениях с насекомыми: «Когда на экране муха становится куклой — это замечательно. У меня с мухами хорошие взаимоотношения, а наблюдать за ними — счастье». Кто-то снял биографический фильм про похороны котика, а Светлана Ельчанинова — про таракана, ничего не знавшего, кроме дома и работы, и в какой-то момент решившегося развеяться с помощью дихлофоса. Недаром Светлана — автор сборника антинаркотических комиксов.

Иван Максимов живет в собственном мире и этим опасен для своих бесконечных подражателей — прямых и косвенных учеников-клонов. Его «Альтернативная прогулка» — про гулянье в парке не по правилам, вернее, по его собственным правилам. Поучаствовал Иван и в первом в мире альманахе пирожковой анимации «Возьми любой момент из детства», семь авторов которого за 6 минут и 20 секунд «слепили» мультфильм из незатейливых четверостиший. Александра Лукина удивилась количеству колдунов в Москве, число которых, по последней переписи населения, достигло 30 тысяч, и сняла «Злого колдуна», где пожилой представитель этой профессии хотел напакостить красавице, но в итоге устроил личную жизнь.

«Козлы» Екатерины Филипповой уложились в 1 минуту и 33 секунды и отобраны фестивалем во французский Аннеси. Козлы едут в поезде и проявят себя как истинные козлы. Их ряды пополнит еще и жираф. Рустам Корнаушкин снял 4-минутную «Компанию» по мотивам картин Владимира Любарова про евреев, недурно проводящих время за столом. Они закусывали солеными огурцами в тот день, когда весь фестиваль примерно этим и занимался на импровизированной фермерской ярмарке солений, сыров и хреновухи. Так что восторгам по поводу этой картины не было конца. Некоторые режиссеры и сами стали производителями. Два дня в неделю занимаются изготовлением сыра, а в остальное время снимают мультфильмы. Была возможность оценить и то и другое.

27-минутный «Выбор князя Владимира» Анны Даниловой и Галы Юневской — нечто вроде «Викинга» в анимации о том, как произошло крещение Руси. Князя Владимира озвучивал Александр Иншаков. Современный мальчик Вовка не знает, кем быть. Вот он и обращается к иконе со словами: «Батюшка Николай, помоги мне написать сочинение». Но после того как со своей сестрой попадет в языческое прошлое к князю Владимиру, быстро определится: «Я теперь знаю, кем хочу стать. Хочу стать великим князем Владимиром». На Красной площади уже в наши дни он станет свидетелем открытия памятника князю Владимиру, увидит президента страны. Его лица нам не покажут, только руку, пожимающую детские ручонки. Ребята расскажут президенту, кем хотят стать — кто кузнецом, а кто крестьянином. А сестренка Вовки Ольга скажет, что она царевна, и все потому, что услышала от князя Владимира про его бабку княгиню Ольгу. Президент хмыкнет в ответ. Зато Вовка его порадует ответом: «А моя профессия — родину защищать». «Как тебя зовут, мальчик?» — поинтересуется президент. Узнав, что Владимиром, скажет: «Будь достоин своего великого имени».

Чего ты хочешь, мальчик, а чаще девочка? — этот вопрос можно было адресовать авторам многих конкурсных фильмов. Разбиравший полеты дважды номинант «Оскара» Константин Бронзит напомнил им: «Когда режиссер делает свое кино, мы — зрители — должны понимать, чего он хотел от нас, чего ради потратил год жизни». Иван Максимов готов работать на коленке и быстро: «Может, для того, чтобы получить «Оскар», нужно париться, а чтобы повысить потенциал добра у зрителя, ничего этого не надо. У меня цель — хорошо устроить свою личную жизнь. Хочу делать фигню и не собираюсь придумывать новый киноязык. Лишь бы зрители были довольны».