На Берлинале победил фильм Илдико Энейди о любви на скотобойне

Дeнь, кoгдa зaвeршaлся фeстивaль, был бурным. Тoлпы бoлeльщикoв зaпoлoнили гoрoд. Шумныe и xмeльныe oни вoзврaщaлись Oлимпийскoгo стaдиoнa, гдe кoгдa-тo выступaл Гитлeр. Взрoслыe мужи, иx подруги и жены, разновозрастные дети бурно выражали эмоции в общественном транспорте, а потом кое-кто из них отправился на Потстдамер Плац к фестивальному центру. Подступы к нему были оцеплены нарядами полиции. Такого здесь прежде не было. 19 февраля исполнялось 2 месяца со дня теракта на рождественском базаре в центре Берлина. Уже накануне десятки людей приносили свечи, цветы и фотографии к тому месту, где произошла трагедия. И на фестивале зрителям теперь не так просто пробраться к звездной дорожке, куда они привыкли приходить с фотографиями любимых актеров, чтобы получить автографы. Зато впервые можно было купить билеты на церемонию закрытия. Разнообразные активисты использовали большое скопление людей в своих целях. Кто-то пришел с плакатами, на одном из которых было написано: «Нет Обаме, нет Меркель». При этом директор фестиваля Дитер Кослик без охраны перемещался по Потсдамер Плац. Невозможно представить, чтобы глава нашего ММКФ Никита Михалков так свободно шествовал без секьюрити по Москве.

На звездной дорожке Берлинале не было как обычно голливудских звезд. В самом начале приехал Ричард Гир с молодой спутницей. Заявленная Пенелопа Крус с фильмом «Королева Испании», так и не появилась в Берлине. Зато было много европейских звезд. Даже Милош Форман побывал чуть ли с частным визитом.

Венгерский режиссер Илдико Энейди не снимала лет 18. И теперь, получая главную награду Берлинале, она призналась, что хотела снять простой фильм, хотя таковым «О теле и душе» явно не назовешь. Она и сама испытала сильные эмоции, находясь среди зрителей, и это стало для нее духоподъемным событием. Герои удивительного и странного фильма с невыразительным названием «О теле и душе» трудятся на скотобойне, каждодневно убивают коров. Немолодой уже финансовый директор предприятия, рука у которого висит как плеть, с первой встречи обратит внимание на поступившую на работу сотрудницу инопланетной внешности. Все над ней подсмеиваются, потому что она странная. Их встреча будет судьбоносной, чуть ли не стоившей жизни этой странной молодой женщине. У любовников словно одна душа на двоих. Они видят одинаковые сны. Картина получилась космическая, точно не неземная, притом, что происходит все в реалиях совсем не романтического производство с потоками крови и грустными глазами животных, которых вот-вот убьют.

Премия жюри (гран-при) досталась «Фелисите» Алена Гомиса, родившегося в Париже и имеющего сенегальские корни. Снимать он отправился в Конго. Получая награду, Гомес рассказал о том, что за время работы пережил смерть отца, который очень его поддерживал, и композитора картины. Жизнь на экране при всей ее кинематографичности переполнена человеческими страданиями, на фоне бед африканцев все другие проблемы кажутся ничтожными. И не сострадать горю главной героини, спасающей сына, невозможно.

«Фантастическая женщина» чилийского режиссера Себстьяна Лелио отмечена за лучший сценарий. На сцену вышла и актриса Даниэла Вега, сыгравшая трансгендерную героиню. В вечернем платье, обнажающем широкую спину и мощные плечи, она прошла по звездной дорожке, жарко обнималась с Дитером Косликом. История Марины, потерявшей возлюбленного и оставшейся наедине со множеством проблем, в том числе и физиологических, взволновала берлинскую публику. Главную награду этой картине присудило и жюри конкурса «Тедди», в котором участвуют фильмы, затрагивающие проблемы нетрадиционных меньшинств. Интересно, что среди гостей церемонии закрытия камеры присутствовала австрийская певица Кончита Вурст, на днях заявившая о готовности вновь стать мужчиной.

И теперь о самом главном. Президент жюри Пол Верховен при всех своих заслугах не имеет самых главных кинопризов. И это несправедливо. И вот теперь он, кажется, лишил последней надежды одного из лучших мировых режиссеров – финского классика Аки Каурисмяки. В 2002 году на Каннском кинофестивале, где он представлял один из лучших своих фильмов «Человек без прошлого», «Золотую пальмовую ветвь» ему не дали. От отчаяния он устроил сумасшедший танец на звездной дорожке. И «Золотой медведь» был рядом, и Каурисмяки его заслужил, но «Обратной стороне надежды» достался только приз за режиссуру. Так что название фильма звучит теперь зловеще. Горячий финский парень явился на закрытие фестиваля навеселе, задирал ноги перед камерами. Актеры поддерживали его, чтобы покрепче стоял на ногах. На сцену за наградой Каурисмяки не вышел. Дитер Кослик и жюри сами спустились в зал для вручения приза. Каурисмяки забрал «Серебряного медведя», пытался засунуть его в карман, а потом использовать в качестве микрофона. Речь он произносить не стал, сказал только «Спасибо». И не потому, что подвел язык. Он явно был обижен. Кослик погладил его по голове как ребенка. «Серебряного медведя» неукротимый Аки передал актерам и на пресс-конференцию по итогам фестиваля не пришел. Жаль, что так все случилось, тем более, что он снял самую сильную картину нынешнего Берлинале и во второй раз после своего «Гавра» рассказал о жизни беженцев, приезжающих в Европу. Сделал это с неповторимым скандинавским юмором и любовью.

И совсем уж странно Верховен обошелся с Агнешкой Холланд. Приз основателя берлинского фестиваля Альфреда Бауэра вручается за перспективы и инновации. Обычно его получают молодые и радикальные режиссеры, а тут мэтр кинематографа с картиной «След зверя», которая мастерски и нестандартно сделана. Но о каких перспективах речь? Такое ощущение, что и сама Холланд осталась в некотором недоумении, но марку держала.

Приза за лучшую мужскую роль удостоен первоклассный австрийский актер Георг Фридрих, сыгравший в немецкой картине «Светлые ночи» Томаса Арслана отца, пытающегося наладить взаимоотношения с сыном. Хотя сам он был не лучшим сыном. Удивление вызвала награда за женскую роль южнокорейской актрисе Ким Мин-хи в фильме «Ночью у моря одна» режиссера Хон Сан-су. Она сыграла молодую актрису на грани нервного срыва, с трудом приходящую в себя после передряг. Фильм многие сочли странным и слабым, хотя снял режиссер, имеющий массу престижных наград, и в фильме которого «В другой стране» снималась когда-то Изабель Юппер. Его новая и непонятная для европейца картина, выражает неповторимый корейский дух. Многолетний опыт поездок на один из южнокорейских кинофестивалей дает смелость это утверждать.

Многое на нынешнем Берлинале непривычно. Режим экономии, выразившийся в отказе от увесистого каталога, отмене бумажных одноразовых стаканчиков, замена их пластмассовыми за 2 евро. Строгого дресс-кода на официальных церемониях многие не придерживались. Лауреаты выходили, не заправив рубашки. У Каурисмяки вообще расстегнулись пуговицы на животе, а из под брюк выглядывала голая нога. Но ему простительно. Классик был не в себе. Руководство фестиваля тоже виновато в некоторых промахах. По его недосмотру победители выходили на сцену в фиолетовых резиновых браслетах. Складывалось ощущение, что они дружно возвращались из бассейна. Видимо, это был пропуск в закрытую зону для особо почетных гостей.