Хронометр: преимущество Феттеля и достижения Хэмилтона

Лeтняя пaузa в чeмпиoнaтe – прeкрaсный мoмeнт для пoдвeдeния прoмeжутoчныx итoгoв сeзoнa. Пoзaди 11 Грaн-при из 20 – oпрeдeлились фaвoриты пeрвeнствa, сфoрмирoвaлся бaлaнс сил в пaрax. Рaзбирeм, кaк Бoттaс oкaзaлся вышe Xэмилтoнa пo срeдним пoзициям нa стaртe и финишe, пoдсчитaeм, скoлькo гoнoк пилoты «Рeд Булл» закончили вместе, и узнаем, в какой команде квалификационный счёт 11-0.

Себастьян Феттель с 202 очками возглавляет общий зачёт чемпионата после 11 этапов. На счету немца четыре победы (Австралия, Бахрейн, Монако и Венгрия), две поул-позиции (Россия и Венгрия) и один быстрейший круг. Феттель восемь раз стартовал с первого ряда и восемь раз поднимался на подиум, а во главе пелотона провёл в общей сложности 221 круг, растянув удовольствие на семь гонок. Во всех 11 Гран-при сезона Себастьян набирал очки (лишь в Сильверстоуне не доехал до топ-4) и выходил в третий сегмент квалификации, где не опускался ниже четвёртого места. Всё это позволило ему к перерыву иметь лучшую среднюю позицию как на старте, так и на финише – 2.18 и 2.45 соответственно.

Кими Райкконен заметно уступает напарнику. Очков у финна 116, он на пятой позиции в чемпионате. В его активе нет ни одной победы и только одна поул-позиция (Монако), зато он дважды установил лучшее время круга в гонке. Кими в два раза реже появлялся на подиуме и первом ряду, а лидировал на протяжении всего 38 кругов (33 из них пришлись на Монако). Райкконен тоже провёл от звонка до звонка все 11 квалификаций (не опускался ниже пятой позиции), но вот в гонках финишировал в очках девять раз (сошёл в Барселоне и не финишировал, но был классифицирован в Баку). Средняя позиция Кими на старте – 3.09, на финише – 4.90. Это третье и шестое места соответственно.

Квалификационный счёт в этой паре – 8:3 в пользу Феттеля. В гонках счёт ещё разгромнее, 9-1 – из 10 совместно завершённых гонок Райкконен был впереди напарника на финише лишь в Сильверстоуне.

Льюис Хэмилтон, как и Феттель, одержал к перерыву четыре победы (Китай, Испания, Канада, Великобритания), а с поула стартовал в три раза чаще своего главного соперника – целых шесть раз (Австралия, Китай, Испания, Канада, Азербайджан, Великобритания). Также у англичанина наибольшее количество быстрейших кругов (шесть) и кругов лидирования (262 в семи гонках). Но вот подиумов и первых рядов у него меньше – шесть и семь соответственно. Очки Льюис собирал в каждой гонке (всего их набралось 188, это второе место), в Q3 он выходил 10 раз (единственная осечка – Монако). Средняя позиция Хэмилтона на старте – 3.36 (четвёртое место), на финише – 2.91 (третье).

Достижения Валттери Боттаса скромнее, зато финн едет стабильнее, что позволило ему обойти напарника по средней позиции как на старте (3.09), так и на финише (2.70) – в обоих случаях финн уступает только Феттелю. На счету Боттаса две победы (Россия и Австрия), две поул-позиции (Бахрейн и Австрия) и 131 круг лидирования в пяти гонках. Валттери восемь раз был на подиуме (столько же, сколько и Феттель), но всего трижды стартовал с первого ряда. В активе финна 11 выходов в Q3 и 10 результативных финишей (в Барселоне он сошёл). Со 169 очками Боттас занимает третье место в зачёте чемпионата.

Несмотря на явное преимущество Хэмилтона по победам и поул-позициям, силы здесь примерно равны: в квалификациях преимущество Льюиса минимально (6-5), в гонках же и вовсе пока боевая ничья (5-5).

Даниэль Риккардо – пока единственный из остальных, кому удалось одержать победу в этом сезоне (Азербайджан). За 11 гонок австралиец набрал 117 очков, что позволило ему к летней паузе занять четвёртое место в личном зачёте. Риккардо пять раз был на подиуме, но во главе пелотона провёл всего 18 кругов (все – в Баку). 10 раз он добирался до третьего сегмента квалификации, восемь раз набирал очки (в оставшихся трёх случаях – в Австралии, России и Венгрии – Даниэль не финишировал вовсе). Риккардо на шестой строчке по средней позиции на старте (7.73) и на четвёртой по средней позиции на финише (3.38).

Для Макса Ферстаппена первая половина сезона сложилась скверно: сразу в пяти гонках голландец не увидел клетчатого флага (Бахрейн, Испания, Канада, Азербайджан, Австрия). Зато в оставшихся шести он не только неизменно финишировал в очках, но и не опускался ниже пятого места, один раз заехав на подиум. В Q3 же Ферстаппен выходил 10 раз. Также на его счету девять кругов лидирования на «Хунгароринге». К перерыву Макс подошёл с пятым результатом по средним позициям на старте (6.09) и финише (4.50). Но очков у него всего 67, это шестое место.

Лишь три гонки «Ред Булл» закончил в полном составе (Китай, Монако и Великобритания), и в них Ферстаппен дважды приходил к финишу раньше напарника – 2-1. Квалификационный счёт тоже в пользу Макса – 7-4.

Серхио Перес и Эстебан Окон занимают седьмое и восьмое места в чемпионате, имея в активе 56 и 45 очков соответственно. Борьба между ними идёт упорная: Окон чаще напарника финишировал в очках (10 раз против девяти), зато у Переса восемь выходов в Q3 против шести у француза. На двоих у гонщиков «Форс Индия» всего один сход – Серхио не добрался до финиша в Азербайджане. Средняя позиция как на старте, так и на финише лучше у мексиканца – 9.09 и 7.50 против 11.09 и 8.27 соответственно, плюс именно на счету Переса единственное достижение коллектива – быстрейший круг.

Пусть Эстебан и очень близок к Чеко, перегнать соперника по команде пока не получается: за полсезона мексиканец позволил напарнику лишь по два раза оказаться быстрее в квалификациях (9-2) и гонках (8-2).

Фелипе Масса с 23 очками находится на 11-й строчке в общем зачёте, его средняя позиция на финише – 9.50 (на старте – 9.70). На счету бразильца шесть финишей в очках при двух сходах и одной пропущенной гонке, а также семь выходов в Q3. Зато в активе Лэнса Стролла есть целый подиум в Баку. Правда, больше похвастать канадцу особо нечем: всего два выхода в третий сегмент, три финиша в топ-10 и три схода. 18 очков позволили ему расположиться следом за напарником в чемпионате, но по средней позиции он уступает тому много – 14.82 на старте, и 11.75 на финише.

В Венгрии приболевшего Массу заменял Пол ди Реста. Свою единственную гонку он начал с 19-й позиции и не закончил.

Фелипе не оставляет шансов Строллу в дуэлях: 9-1 в квалификациях и 5-0 в гонках. Зато совместную квалификацию с ди Рестой Лэнс выиграл.

Карлос Сайнс набрал за полсезона 35 очков, испанец занимает девятую строчку в личном зачёте. Все семь гонок, что он закончил, принесли ему очки, а лучшим его результатом является шестое место в Монако. Плюс четыре раза Сайнс выходил в Q3. У Карлоса очень хорошая средняя позиция на финише (7.57), но на стартовом поле его результат скромнее (11.55).

Даниил Квят пока может сравниться с напарником разве что по средней позиции на старте (12.09). По всем остальным показателям россиянин проигрывает очень много: в его активе всего четыре очка (17-е место в чемпионате) за два финиша в топ-10, два выхода в Q3, а его средняя позиция на финише – 12.25. И это при том, что Даниил чаще заканчивает гонки – у него на один сход меньше.

В квалификациях перевес Сайнса после 11 этапов минимален – 6-5. Но вот во всех пяти гонках, что Карлос и Даниил закончили вместе, испанец финишировал раньше напарника – 5=0.

Ромен Грожан и Кевин Магнуссен занимают 13-е и 14-е места в личном зачёте, имея в своих копилках 18 и 11 очков соответственно. Француз набрал их за пять раз, датчанин – за три. В квалификациях Грожан выглядит намного сильнее напарника: на его счету целых пять выходов в Q3, в то время как Магнуссен не был там ни разу. Ну и средние позиции у Ромена лучше – 12.27 (против 14.55) в квалификациях и 9.88 (против 11.13) в гонках.

Квалификационный счёт в этой паре также в пользу француза (7-4), но вот из шести совместно завершённых гонок каждый выиграл по три – здесь ничья.

Нико Хюлькенберг с 26 очками замыкает топ-10 чемпионата, в то время как у Джолиона Палмера нет ни одного зачётного балла. Всё, чем может похвастать англичанин, – единственный выход в Q3. Хюлькенберг же пять раз финишировал в топ-10 и шесть раз добирался до финального сегмента квалификации. Средняя позиция немца на старте – 9.73, на финише – 10.00. Здесь Джолион уступает напарнику почти шесть (15.45) и больше двух (12.29) позиций соответственно.

Хюлькенберг/Палмер – единственная пара, в которой сухой счёт в квалификациях – 11-0. В гонках всё выглядит не так страшно – 4-2 (правда, один балл Джолион отыграл в Венгрии, где Нико не добрался до финиша, но попал в итоговую классификацию).

Фернандо Алонсо имеет в своей копилке 10 очков, которые позволили ему занять 15-е место. В активе испанца по два финиша в очках и выхода в Q3 и один быстрейший круг. Пять гонок Алонсо не закончил, ещё одну пропустил ради «Инди-500». Стоффель Вандорн чаще выезжал в третий сегмент (трижды), но заработал за 11 гонок только одно очко (18-е место). До финиша бельгиец не доехал четыре раза. С учётом всех штрафов Алонсо в среднем стартует почти на две позиции выше напарника (13.20 против 15.00) и финиширует почти на целое место впереди (11.40 против 12.29).

В Монако Алонсо заменил Дженсон Баттон, который проехал полную квалификацию, но из-за штрафа был вынужден стартовать с последнего места. До финиша англичанин не доехал.

Вандорн терпит сокрушительное поражение в квалификациях (1-9 с Алонсо и 0-1 с Баттоном) и уступает испанцу в гонках – 1-2, причём единственная его победа была одержана в Канаде, где Фернандо хоть и был классифицирован, но до финиша не доехал.

Паскаль Верляйн был вынужден пропустить старт сезона из-за травмы, что не помешало ему стать лучшим из тройки пилотов «Заубера»: на счету немца пять очков за два попадания в топ-10 и 16-е место в зачёте чемпионата. Средняя позиция Паскаля на старте – 16.89, на финише – 13.25. Маркус Эрикссон в среднем уступает напарнику 0,66 позиции на старте и 0,5 места на финише.

Подменявший Верляйна Антонио Джовинацци начинал гонки в среднем с 17-й позиции, а единственный финиш в Мельбурне на 12-м месте поставил его выше Квята, Вандорна и Палмера.

Из девяти квалификаций Верляйн выиграл у Эрикссона семь, но в гонках (совместно завершённых набралось аж семь) перевес немца минимален – 4-3. С Джовинацци же Маркус вместе не закончил ни одной гонки, а обе квалификации выиграл.