21 мaртa 2014 гoдa – oсoбaя дaтa в истoрии Skoda. Имeннo в этoт дeнь oднa из глaвныx мoдeлeй чeшскoгo прoизвoдитeля – лeгeндaрнaя 1000 MB – прaзднуeт свoй пoлувeкoвoй юбилей. Это ли не повод поговорить об этом уникальном автомобиле?
Skoda 1000 MB была представлена широкой публике в марте 1964 года. Этот автомобиль пришел на смену Octavia и стал первой заднеприводной машиной с задним расположением мотора. Благодаря своим несравненным показателям технологичности, комфортабельности и производительности эта модель стала настоящим бестселлером малого класса на долгие годы.
1000 MB стала первой по-настоящему массовой машиной в модельном ряду Шкоды. За первые 5 лет с момента выпуска автомобиля он был продан в количестве 443 тысяч экземпляров. Причем покупали 4-дверный седан не только в Чехии и других европейских странах, но даже в Австралии и Новой Зеландии.
Название Skoda 100 MB расшифровывается очень просто. «1000» — это объем двигателя машины в кубических сантиметрах, а «MB» — это «Млада-Болеслав», город, где расположен основной завод чешской компании. Имя для машины было выбрано не случайно – в начале 1960-х годов был построен ультрасовременный по тем временам младо-болеславский завод чешской компании, а 1000 MB стала первой новой моделью, сошедшей с его конвейера.
Помимо базовой версии модели на рынке были доступны и несколько ее вариаций. Так, с 1966 года 1000 MB комплектовался помимо стандартного еще и более мощным двигателем, а для особенно требовательных клиентов предлагался вариант 1000 MBX – элегантная «двухдверка».
Принципиально новый, по-настоящему передовой
Skoda 1000 MB считается одним из самых передовых автомобилей 1960-х годов. Даже внутреннее обозначение модели указывает на ее принципиальную инновационность – при разработке ее именовали NOV («nový osobní vůz» , что переводится на русский язык как «новый легковой автомобиль»). Главным отличием новинки ото всех ранее созданных машин стала заднемоторная заднеприводная компоновка в сочетании с цельным кузовом и независимой подвеской.
Двигатель 1000 MB задал новые стандарты мирового автомобилестроения — Шкода стала первой в Европе применять при изготовлении моторов для своих машин технологию алюминиевого литья под давлением, изобретенную инженером Йозефом Полаком из Чехии еще в 1922 году и позволяющую снизить временные затраты на выпуск цилиндров для силовых установок. Эта же методика применялась и для создания 4-степенчатых КПП для новой модели.
Skoda 1000 MB изначально комплектовалась 4-цилиндровым двигателем OHV объемом 998 м3 с системой водяного охлаждения, который располагался за задним мостом автомобиля. Мощность силовой установки составляла 37 лошадиных сил, а в 1968 году ее увеличили до 48 «лошадей» Машина весила всего лишь 995 килограммов, что в сочетании с передовым оснащением позволяло ей тратить всего 7-8 литров бензина на 100 километров пути и разгоняться до 120 километров в час.
До начала массового производства 1000 MB тщательно тестировалась на выносливость. Так, в 1962 году в ходе испытаний машине пришлось преодолеть в общей сложности 1 600 000 километров. Для предпродажных тестов автомобиль приезжал и в СССР, где его испытывали как в холодной Сибири, так и в жарких южных регионах и горах Кавказа.
Истинное воплощение стиля и комфорта
Skoda 1000 MB стала не только инновационной с технической точки зрения моделью, но и настоящим образом элегантности и стиля. Машину отличают модный в 1960-е годы трехобъемный кузов со сглаженными линиями и мягкими изгибами, круглые фары, изогнутые воздухозаборники, панорамное заднее стекло. Интересно, что горловину бензобака расположили на переднем правом крыле автомобиля и замаскировали элегантной крышкой в виде эмблемы марки.
1000 MB получился очень компактным, его габариты – 4,17 х 1,62 х 1,39 метров. Но при этом салон машины и сейчас выглядит очень просторным и комфортабельным. Одной из самых привлекательных черт автомобиля стали индивидуальные сидения с откидывающимися спинками. Под капотом модели расположился 220-литровый багажник, а также отделение для запасного колеса.
Сегодня 1000 MB и 1000 MBX, а также прототип модели в кузове универсал являются одними из самых ярких экспонатов Музея Skoda Auto в Млада-Болеславе. Но помимо выставочных экземпляров есть и вполне боеспособные машины из этого семейства – они регулярно становятся участниками классических ралли и пробегов, всегда вызывая огромный интерес со стороны публики.
Ретро-реклама Skoda 1000 MB