«Я не понял, при чем тут я и розыск?»
Александр Марченко отправился в первую столицу Украины 15 ноября: предстояла деловая встреча буквально на пару часов – и обратно домой. Обычная поездка, не сулящая каких-либо приключений. Молодой человек вышел на автовокзале и поехал к железнодорожному вокзалу, возле которого и была назначена встреча. Не успел парень как следует осмотреться, как к нему подошли люди в военной форме, попросили документы, а пока их рассматривали, подошли еще человек восемь в гражданском и попросили следовать за ними в отделение.
— Они сказали, что представляют структуру, которая занимается поиском лиц, пребывающих в розыске, — рассказал «КП» в Украине» Александр. – Я не понял, при чем тут я и розыск? Согласился пройти, так как сказали, что все займет около 15 минут.
В обещанную пятнадцатиминутку уложиться не получилось: харьковский гость оказался в райвоенкомате, где его в два счета раздели-разули и отправили на медкомиссию. В противном случае, сказали, не вернут документы.
— Я согласился, так как знаю, что не годен к военной службе – у меня полипозный гайморит, — говорит парень. – После медкомиссии меня направили еще в поликлинику для прохождения томографии и флюорографии. Результаты, сказали, будут на следующий день. Я понимал, что моя встреча уже «накрылась медным тазом». Еще не мог сообразить: где же мне ночевать до завтра? Но мне пообещали, что ночлегом обеспечат.
Тем временем медкомиссионная эпопея продолжилась, и днепрянина снова повезли якобы на дополнительный осмотр. И тут случился наибольший сюрприз: Александр оказался на сборном пункте, который больше напоминал колонию для малолетних. Толпу подростков, которым на вид было лет 16-17, разбавляли люди в военной форме да еще двое парней возраста Саши.
Признали «годным»
— Меня вместе с ними отвели к майору, — рассказал «призывник». – Положили передо мной дело, куда уже успели вклеить мое фото, сделанное в коридоре на фоне дверей. А к нему результаты обследований из поликлиники, где напротив всех врачей стояли подписи и печати «годен». Тогда я сказал, что они нарушают закон, что я — житель Днепропетровской области. Мне ответили, что уже послали запрос в военкомат по месту прописки и что теперь мной занимаются в Харькове.
После часа словесных попыток «освободиться» Александр вызвал патрульных полицейских. Те приехали, записали жалобу и уехали. А парень еще несколько часов препирался на контрольно-пропускном пункте. «Живая» стена из юношей и военных не давала ему выйти, в ходе перепалки порвали куртку и рюкзак. Только когда он расписался в данной ему повестке, где местом проживания почему-то был указан город Харьков, его отпустили.
— Я тут же направился в областное управление полиции, но там сказали, что такими делами не занимаются, — говорит Саша. – Заявление я написал в прокуратуру, там в данный момент разбираются, но ответа пока нет.
Парень уточняет: находится на учете в районном военкомате по месту жительства, была отсрочка на время учебы в университете. После учебы пошел работать, и за этот период никаких повесток и сообщений из военкомата не приходило.
Чем закончится эта история, Александру и самому интересно узнать, но в Харьков пока что ни ногой – приключений юному призывнику хватило с головой.
Фото: Личный архив Александра Марченко.
КОМПЕТЕНТНО
Дело призывника могли передать по запросу
— Запрос могли отправить по месту прописки в военкомат, поставив призывника на временный учет в Харькове, — объяснил заместитель военкома Днепропетровской области Сергей Полуцыган. – Это делается быстро — все зависит от техники, факсом могли передать все данные. Тут дело в том, что при себе призывник не имел документа, в котором бы значилась отсрочка. Харьковские военкомы могли установить факт временного проживания в городе, оформить временный учет и начать процедуру призыва, сообщив в военкомат по месту прописки, что они призвали такого-то призывника. Это вполне законно.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
— Лицо, покидающее пределы области на один-два дня, даже находясь на учете в военкомате, не обязано об этом оповещать и не несет за это никакой ответственности, — говорит юрист Антон Деньгуб. – По закону заниматься призывником должны были по месту его прописки, то есть в Днепропетровской области. Но никак не в Харькове.