фoтo: AP
***
Дaрвинoвский музeй нeoжидaннo для мнoгиx (пoскoльку в бoльшинствo СМИ инфoрмaция нe пoступaлa) пoкaжeт шeлкoгрaфии Энди Уoрxoлa. Иx будeт 10! Сeрию «Вымирaющиe виды» кoрoль пoп-aртa сoздaл в 1983 гoду пo прoсьбe друзeй, зaщитникoв дикиx живoтныx Рoнaльдa и Фрeйды Фeльдмaн. Она включает портреты амурского тигра, африканского слона, орангутана, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды, белоголового орлана, снежного барана, древесной лягушки из семейства квакш и бабочки.
Для их изображения художнику пришлось изобретать особую манеру. Уорхол выбирал наиболее вдохновляющие фотографии редких животных, экспериментировал с цветом, накладывая его слой на бумагу через специальные сетчатые трафареты. Ярчайшие цвета и их неожиданное соседство в сочетании с крупным форматом привлекли внимание зрителей к угрозе исчезновения изображенных животных.
Примечательно, что с «Вымирающими видами» связана одна из самых нашумевших краж XXI века. В 2015 году в Лос-Анджелесе 3 работы этой серии, а также 6 картин из серии «Десять знаменитых евреев XX века» общей стоимостью около $350 тысяч похитили. Удалось вернуть только часть драгоценной пропажи.
***
Галерея Гари Татинцяна, где только закончилась успешная выставка Рона Арада, скоро предъявит работы одного из самых громких художников современности – Дэмиена Хёрста. Будут и его знаменитые черепа, и картины. Напоминающие витражи, и сложные организмы, и холсты в виде упорядоченной сетки, и многое другое. Искусство мастера затрагивает темы, идеи и чувства, фундаментальные для человеческого сознания. Детальное внимание и эмоциональный подход в выборе каждого элемента, символическая ценность материалов, используемых художником для создания работ, техника воздействия на глубины подсознания зрителя, ставят искусство Хёрста в один ряд с игривой интеллектуальностью Марселя Дюшана и грубой материальностью человеческого тела в изображениях Фрэнсиса Бэкона.
Фото предоставлено пресс-службой галереи.
***
ГМИИ им. Пушкина всегда готовил качественные проекты, но в последние время по дизайну и подбору работ они претендуют еще на звание самых эстетских в столице. Именно такой оказалась последняя выставка музея «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», которую музей готовил совместно с «РОСИЗО». Это история представляет взгляд на послевоенное искусство и культуру Западной и Восточной Европы как на единый художественный ландшафт, созданный усилиями мастеров разных стран, к каким бы политическим лагерям они не относились. Чтобы понимать масштабность проекта надо знать, что в нем задействовано 200 работ художников из России и 18 европейских стран. Среди них: Марк Шагал, Александр Дейнека, Пабло Пикассо, Ив Кляйн, Лучо Фонтана, Жан Дюбюффе, Люсьен Фрейд, Герхард Рихтер, Фернан Леже, Франциско Инфантэ-Арана, Вадим Сидур…
***
В галерее «На Каширке» развернулась международная выставка, которая знакомит с трактовками темы «тройки». Среди них: птица-тройка как символ России, число три, троичность, триединство, троица в актуальном искусстве, религиях мира, философии, науке и в бытовом окружении – от абстрактных приведений до наивных, от видеоинсталляций до мультфильмов. Среди участников – AES+F, Сергей Бархин, Герман Виноградов, Юрий Злотников, Владимир Немухин, Елена Рюмина, Владимир Наседкин, Игорь Шелковский… В их работах тема «тройки» предстает в самых разных трактовках, объектах, материалах и направлениях: от древних символов до актуального искусства, от реализма до абстракционизма, от профанного и низкого, то есть бытового, до высокого и духовного…
***
Ретроспективная выставка «Синего супа» в фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» охватит все двадцать лет существования группы, работающей на стыке видеоарта и компьютерной анимации. Понимание и описание метода, особенностей феномена «Синий суп» – одна из азартных целей критики. Поэтому проект включит не только произведения группы… Важной его частью станут интерпретации, под которые отдадут специальное пространство. Любопытно, что выставка выстроится на пересечении двух по-своему герметичных составляющих: визуального материала и вариантов его критического осмысления. Хотя феномен «Синего супа» и созданные группой произведения почти всегда ускользают от точных формулировок. Простые, но многомерные видео, короткие, но захватывающие тексты соединятся на выставке в воображаемой точке и дадут возможность – если не понять группу, то хотя бы попытаться это сделать.
Фото предоставлено пресс-службой галереи.
***
В Stella Art Foundation грядет крупная выставка современных художников «Такеда. Боль и воля». На ней со своими проектами публику познакомят МишМаш (Миша Лейкин и Маша Сумнина), Лиза Морозова, Яна Сметанина, Хаим Сокол, Олег и Ольга Татаринцевы, Аристарх Чернышев. Всех их привлекли к проекту тема боли и связанные с ней физические и душевные переживания художников. В преддверии экспозиции ее куратор Михаил Сидлин отмечает: «Искусство способно вызвать переживание и отвлекать от него. Современное искусство затрагивает болевые точки общества и оно способно возвысить зрителя на новую степень свободы».
Картины Яны Сметаниной повествуют истории реальных людей, с которыми художница познакомилась в хосписе. Видеоперформанс Лизы Морозовой знакомит с автором, добровольно подвергающим себя болевым ощущениям. Проект МишМаш создан на основе старинных стоматологических пособий. Серия Хаим Сокола посвящена известным людям, пережившим опыт пыток и концлагерей. Работа Ольги и Олега Татаринцевых из керамики и металла посвящена художникам, которые преодолев страх, продолжали работать там, где их деятельность оказалась под запретом. Мильтимедиаобъект Аристарха Чернышева предлагает авторскую интерпретацию вечной темы жизни и смерти.
***
Центр дизайна ARTPLAY запустил мультимедийную выставку «От Моне до Малевича. Великие модернисты». Она включает работы 16 знаковых представителей эпохи модернизма: Клод Моне, Эдгар Дега, Поль Гоген, Анри Руссо, Анри Тулуз-Лотрек, Густав Климт, Поль Синьяк, Пит Мондриан, Амедео Модильяни, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Хуан Грис, Поль Клее, Франц Марк, Василий Кандинский и, конечно, Казимир Малевич. Продемонстрируют около 5000 работ более, чем из 20 музеев мира. Манифестом выставки для сокураторов выставки стала цитата американского поэта, одного из основоположников и идеолога модернизма Эзры Паунда – «Make it new!». С одной стороны, эти слова подчеркивает основной постулат модернизма и рассматривается как основополагающая в дальнейшем развитии и исследовании модернистской эстетики, с другой — это вызов молодым художникам и презентация зрителю их попытки «сделать новое» в условиях изменившего исторического, социального и культурного контекста.
***
Галерея Jart демонстрирует скульптурные композиции и необычные предметы ювелирного искусства Даши Намдакова. Среди них – 50 скульптур и столько же ювелирных украшений, графические работы, которые переворачивают воображение своей самобытностью. Искусство Даши Намдакова, давно признанное В России и во всём мире, представляет удивительное сочетание, гармоничный сплав этнических традиций в искусстве с элементами культуры древнего шаманизма, буддистских изобразительных канонов в своеобразной интерпретации и богатейшего наследия западного искусства. Феномен Даши как художника в том, что он сохраняет национальные традиции, но представляет их в совершенно новом, авангардистском стиле.
Фото предоставлено пресс-службой галереи.
***
Галерея «Файн Арт» скоро презентует выставку Филиппа Рифеншталя «Мода на войну». В ее основу легли следующие рассуждения художника: «За время существования рода человеческого мы преуспели в науке убивать. В каждую эпоху проходит масса локальных и несколько глобальных войн». Ворвавшись по необходимости в гражданскую одежду после Первой мировой войны армейский стиль стал одним из основных модных трендов на подиумах знаменитых кутюрье. Одежду в стиле милитари теперь носят просто из-за удобства и моды. А какова реальная современная армейская одежда и как в реальных условиях она служит военным людям? Рифеншталь с камерой в руках сопровождал воинскую часть во время учебных маневров. Хотел ощутить «образ войны» и запечатлеть военные действия в приближенных к реальности условиях.
***
Галерея pop/off/art устроила первую в России персональную выставку одной из самых ярких греческих художниц молодого поколения Деспины Флессы. Ключевое место в ее творчестве занимает исследование свойств пространства и материи. Флесса одинаково мастерски использует разные медиумы: живопись, графику, коллажи, скульптуру и инсталляции. Через них она постепенно движется от плоской поверхности к объемным формам, тем самым расширяя и превосходя материальность. Специально к московской выставке художница обратилась к концепции неопределенных, непознанных свойств материи, пытаясь изменить сформированные представления о них. Результатом этого исследования становится выход за рамки самого материала и создание зрелищного проекта.
Фото предоставлено пресс-службой галереи.
***
По Белому залу музея декоративно-прикладного искусства развесили редкие платки Hermès из собрания Александра и Екатерины Цыбиных, насчитывающего более 700 уникальных дизайнов и входящего в тройку крупнейших коллекций в мире. Для выставки они чуть больше 100 платков, раритетных, созданных с 1938 года и до наших дней. Каждый них является произведением искусства и обладает затейливой историей. В отдельном зале собраны лимитированные и специальные платки, посвященные известным событиям и персонам, а также выпущенные по специальным заказам и не поступавшие в продажу…
***
Недавно открывшаяся галерея «Фрагмент» готовит первую художественную выставку Вари Павловой (Lisokot), известной своими точными и разнообразными исследованиями в области экспериментальной электронной музыки. Голос и выступления девушки – чувственные и поэтические явления, дополняют которые костюмы, маски и необычные декорации. Чтобы все это передать в галерее выстроят три художественных пространства, где соберут ключевые для Павловой звуковые и пластические объекты. А в другом зале продемонстрируют анализ “бессознательного” – специально устроенное помещение, в котором объединятся видеозаписи Вари, личные вещи и герои сказочных абсурдно-обэриутских историй из нового альбома.
Фото предоставлено пресс-службой галереи.
***
В музее Николая Рериха устроят выставку одной его картины – «Выступление в поход (Варяжское море)». Впервые ее показали публике на выставке знаменитого объединения «Мир искусства» в 1910 году, затем она экспонировалась заграницей, а в последние годы – хранилась в частной коллекции. Теперь, спустя 106 лет, зритель в России впервые познакомится с этой монументальной работой. Основой сюжета, вероятно, послужила яркая история жизни конунга средневековой Норвегии Харальда Сигурдарсона и его супруги Эллисив – Елизаветы, дочери князя Киевской Руси Ярослава Мудрого. Куратор выставки Борис Мессерер расскажет, как Рерих начинал работу над картиной, какие этапы предшествовали окончательному варианту, что пережили изображенные герои…