Eсли oстaвить в стoрoнe снoбистскиe рaссуждeния o «высoкoм aвтoрскoм искусствe» и «мeлкoтрaвчaтoй пoпсятинe», a рaссмoтрeть суxoй oстaтoк с тoчки зрeния мaссoвoй вoстрeбoвaннoсти, влияния и рaзмeрa, тo сравнение напрашивается весьма настойчиво — при необходимых, конечно, оговорках. Но и рок-бунтарка Дженис Джоплин, умершая в далеком 1970-м, и живая еще «матерь эпатажа» Мадонна тоже вышли за узкие рамки своего жанра, став глобально востребованными персонами, иконами, сенсациями, объектами экстраординарного внимания.
Просто у нас любят всё и всех сравнивать, а об аналогиях с Мадонной приходится в последнее время слышать очень часто, когда речь заходит о Лободе. Я бы вместо Луизы нашей Чикконе провел несколько иные параллели. Самонадеянно заявившая об открытии новой молекулы кислорода (Lo) в формуле животворящей воды, без которой никто не проживет, артистка расположилась где-то между вульгарной Lady Gaga и благочестивой Kylie Minogue. И в этом парадоксе музыкально-идейной формулы Loboda нашла свою особенную, самобытную нишу.
Еще не так давно неустроенная старлетка, пугливо озиравшаяся на поп-поляне в поисках свободной лавочки, неожиданно и с невероятно реактивной скоростью разрослась до масштаба мегаперсоны. И есть подозрение, что качественно эта истерия вокруг нее несколько отличается от не столь давнего помешательства из-за певицы Натали, например, с ее «Боже, какой мужчина!». Оккупация нашей музыкальной территории украинской гарной дивчиной станет, похоже, долговременным фактором действительности.
Градус ажиотажа в последнее время повышался в геометрической прогрессии — так, что если бы «ЗД», например, подзадержалась с голосованием читателей «МК» буквально на пару-другую недель, то Loboda, скорее всего, взяла бы не только награду за «Видеоклип года» («К черту любовь»), а могла потеснить соперниц и в других номинациях премии ZD Awards, как она, собственно, это уже сделала в своей родной Украине, бескомпромиссно взойдя на трон «Певицы года».
После московской премьеры шоу H2Lo и «порванных» одноименным альбомом чартов в семи постсоветских странах можно считать, что на грядущих музыкальных церемониях по версиям самых разных ресурсов, изданий, телеканалов и радиостанций другие номинантки имеют катастрофически тающие шансы.
* * *
А ведь долгие годы ничто не предвещало подобного «скандала». Дебют в «ВИА Гра» в 2004 г., скоропостижно закончившийся паническим бегством от продюсерского диктата Константина Меладзе, штурм московского «Евровидения-2009» в стиле эротико-циркового кабаре Be My Valentine, поперхнувшийся 12-м местом, мучительные поиски своего репертуара, несколько робких попыток захода на глобальную российскую поп-сцену — усилия если не уходили водой в песок, то не давали ожидаемого результата.
Новый штурм топовых высот был предпринят в начале нынешнего десятилетия «триптихом» из «Революции», «Облаков», «40 градусов», впервые прорвавшим московские хит-парады за все годы отчаянных попыток. С тех пор все шло по нарастающей, и, наконец, количество вылилось в желаемое качество. Хиты «Пора домой», «К черту любовь», «Твои глаза» не просто завоевали хит-парады, а принесли отдачу, по совокупности превосходящую все предыдущие скорбные труды.
Родная для Лободы украинская публика, впрочем, несколько раньше разглядела цельную и самобытную артистку, имеющую, что и как убедительно сказать своему слушателю. Юбилейное шоу «Пора домой» (по случаю 10-летия творческой карьеры) в декабре 2015 г. в Киеве оказалось феноменальным спектаклем, где пресловутый «мировой уровень», которым так любят пофорсить иные здешние поп-звезды, стал очевидным не только и не столько благодаря сценографии, грамотному свету, неподражаемому балету, трюкам, постановочным спецэффектам, хотя этого было и есть по-прежнему сполна, сколько из-за отточенной драматургии, актерского, исполнительского и музыкального начала героини. Достойный европейский уровень в парадигме редкой здесь интеллигентности, откровенности, содержательности и острого чувства современности.
Плюс, конечно, характерный голос, неподражаемое «вибрато», которое завораживает слушателей, словно удав кроликов, а также сочащийся как физиологически, так и энергетически взрывной эротизм, что является, конечно, мощным орудием воздействия на публику, о чем, кстати, часто говорит и Наша Всё Алла Пугачева, когда вспоминает время от времени, почему, например, взялась когда-то продвигать в люди былого фаворита Владимира Кузьмина. Она знала этот секрет задолго до всех кузьминых…
Было жаль, что роскошное шоу Лободы в прошлый раз так и не доехало до России. Нынешняя премьера H2Lo, к счастью, доехала. Хотя большим преступлением стал выбор концертного зала с плюшевыми креслами вместо танцевального партера, что несколько гасило масштаб и энергетику действа, рассчитанные на большую арену Дворца спорта, как это было двумя неделями ранее в Киеве. Команда артистки, похоже, пока побоялась замахиваться в Москве на столь внушительную площадку.
* * *
Однако разведка боем удалась. Формально посвященное выходу нового альбома, шоу стало симбиозом лучших номеров из «эталонной» программы «Пора домой» 2015 г., текущих хитов и новых песен, уже претендующих на серьезные места в чартах, как, например, «Случайная», «Стерва» или «Танцую волосами». Драматургическая цельность работы, с одной стороны, конечно, похвальна. С другой — подобный прорывной потенциал другие артисты обычно выдают на-гора значительно рачительнее, растягивая на года и выжимая из каждого потенциального хита максимум дивидендов. Расточительность Лободы в этом смысле обескуражила многих профи шоу-бизнеса, но, видимо, гарна дивчина настолько одержима жаждой долгожданной победы, что не в силах остановиться. Она уверена, что источник вдохновения и дальше не покинет ни ее, ни авторов, с которыми она теперь работает, включая модного хитмейкера Олега Влади, на которого большие надежды, и других.
Изюминкой московской премьеры стало появление на сцене «золотого соловья России» Николая Баскова — вместо, как получилось, модно-актуального Монатика в Киеве. Он, правда, тактично не стал петь, а только вручил цветы, потребовав от Лободы «изнасиловать нас всех». Она, впрочем, и без напутствий Баскова занималась этим вечер напролет.
Одна из сценических жемчужин ее шоу L’Amour Des Trois («Любовь на троих») заканчивается самоубийством героини, запутавшейся в любовном треугольнике. «То никого нет, то сразу двое, и оба симпатичные, — вводила артистка зрителей в суть проблемы. — Хочется как-то правильно так разрулить, чтобы всем было хорошо. Но нет, рано или поздно — всем плохо». Три минуты страстей заканчиваются тем, что девица стреляется. Зал вздрагивает. А бытовая, казалось бы, зарисовка приобрела на фоне всех подоплек пугающие смыслы и зловещее обобщение. «Лучше бы реально застрелилась», — гнусавили боты в Интернете.
«Она предала Украину, выступая у оккупанта», — сочился ядом комментариев мой пост в соцсети с концерта. «Оголтелость любого розлива омерзительна», — пытался я парировать очереди словесных огнеметов. Дискуссия с непримиримыми бесполезна — ни по эту, ни по ту сторону от границы. Между крайностями лежит поле добра, надежды и здравомыслия, о котором сама Светлана прочувствованно говорила на концерте. Ее любят и в России, и в Украине. Как и ненавидят тоже. Долгожданный успех, к которому она долго шла, оказался на своем пике в самый неподходящий, наверное, момент. И просто из замечательной артистки она, даже не желая того, превратилась вдруг и в яблоко раздора, и в беспомощного, увы, голубя мира.
И выход из этого положения нашла пока малоутешительный: взяла и застрелилась. Пусть и понарошку, только на сцене…