«Жигули», «мoсквичи» и другиe шeдeвры стaнoвятся всe бoлee пoпулярными срeди eврoпeйскиx кoллeкциoнeрoв и прoдaются зa тысячи фунтoв.
В Рoссии принятo с ирoниeй oтнoсится к прoизвeдeниям oтeчeствeннoгo aвтoпрoмa, и чaщe всeгo этa ирoния, мягкo гoвoря, оправдана. На современном рынке российские бренды вряд ли в ближайшее время смогут на равных состязаться с более успешными конкурентами. Наши машины хорошо продаются в развивающихся странах, где их используют как дешевую лошадиную силу. Однако теперь у винтажных “москвичей”, “жигулей” и “волг” появились новые ценители — коллекционеры машин, которые гонятся за восточноевропейским китчем и скупают российские авто, которые мало кому были нужны и в год своего выпуска. BBC поговорил с коллекционером и автором журнала о винтажных машинах Practical Classics, чтобы понять, почему ценителям вдруг стали нравиться машины, регулярно входившие в списки худших.
В гаражах крупных коллекционеров и тонких ценителей машин рядом со спортивными, винтажными и редкими авто теперь легко можно встретить знакомый каждому россиянину ВАЗ-2107, который продавался за рубежом под множеством названий — Lada Nova, Lada Riva, Lada Signet, Lada 1500. Эд Хьюз владеет “Ягуарами”, Lamborghini и другими топовыми машинами, о которых может только мечтать большинство водителей, но ВАЗ — это его новая любовь.
Неказистая квадратная машина из коллекции Хьюза может развивать скорость лишь до 153 км/час, что не помешало ей наездить больше 120 тысяч километров за свою трудную “жизнь”. Красную Lada Riva британский коллекционер купил 14 лет назад за смешные £50. Оправдалось ли его вложение? Сегодня машина приближается к статусу коллекционной и уже стоит £2 тысячи. С ростом популярности коллекционирования винтажных машин многие модели, которые были не слишком успешны в своей “молодости”, вдруг оказались востребованными, но то, что такая судьба была уготована и “жигулям” — событие из ряда вон выходящее.
Хьюз встает на защиту ВАЗа: по его мнению, критики незаслуженно списали машину со счетов в 90-ые. “Недостатки в качестве сборки и отделки вполне компенсируются механикой, которая на удивление хорошо собрана”, — поясняет Хьюз. “К тому же молодым людям сегодня нравится квадратная форма машины, они не видели на дорогах ничего подобного, и авто, которые раньше казались неказистыми, теперь становятся модными”.
Хьюз не только коллекционер, но и автор авторитетного журнала в мире винтажных машин Practical Classics. Он соглашается, что долгое время “жигули” были одной из самых немодных машин в мире, но признается, что ему всегда нравились старые советские и российские машины — с тех пор как на одном из таких авто ездил его отец. Сегодня в коллекции Хьюза есть пять разных машин LADA, “Москвич”, Иж-2126, “Запорожец”, “Таврия”, три восточногерманских Wartburg’а и один “Трабант”.
Хьюз не поменял бы свои восточноевропейские сокровища даже на Ferrari. “Каждый может достать чековую книжку и купить итальянский спорткар”, — объясняет он. “Чтобы найти менее очевидные и всемирно любимые образцы автопрома и собрать целую коллекцию таких машин нужно несколько больше умения”. Чтобы найти свои машины, Хьюз много путешествовал по Восточной Европе и искал списанные и никому не нужные модели в самой Британии. При этом в Восточной Европе “жигули” по-прежнему хорошо продаются, в особенности если это модели, которые были сделаны на импорт. “В Венгрии люди особенно сходят с ума по таким машинам, они считают удивительным то, что Советы продавали это капиталистическому западу”, — заключает Хьюз.