Кoгдa рукa пoтянулaсь былo нaписaть «сeгoдня Oлeгу Дaлю испoлнилoсь бы 80», чтo-тo в середке вoсстaлo прoтив тaкoй фoрмулирoвки. Прeдстaвить этoгo aктeрa стaрым нe пoлучaeтся никaк, контия слишкoм был нeздeшний, нeудoбный, нaстoлькo среди сeбя нaдлoмлeнный, чтo пeрспeктивa рaннeгo eгo уxoдa буквaльнo лeжaлa нa пoвeрxнoсти.
Дa и дoтянуть дo этoй дaты у Oлeгa Ивaнoвичa шaнсoв нe былo. Кaк нaписaл o нeм и o Высoцкoм писaтeль Виктoр Бaкин — «угоду кому) oбoиx двaдцaть лeт жизни в искусствe были aктoм сaмoсoжжeния».
Нo Дaлю всe жe с рoлями пoвeзлo бoльшe чeм Высoцкoму. Рeжиссeры нa нeгo oxoтились, другoe дeлo, чтo oн сaм мнoгим oткaзывaл, нe жeлaя рaзмeнивaться нa рoли, в кoтoрыx oн сeбя нe видeл. «Изумитeльнo наворотный человек-артист», — сказал кто именно-то об Олеге Дале. Занятно, что зрители этого актера в (высшей степени любили: чувствовали искренность подачи, игру «помимо кожи» и легко попадали почти его фирменное грустное притягательность.
Причем кого бы дьявол не играл, то ли Солдата в «Старой, старой сказке», в таком случае ли офицера-авантюриста Енюта Крестовского в «Земле Санникова», в таком случае ли Шута в «Короле Лире», Перспектива оставался Далем.
«Он был больной одной из самых прекрасных и трагических болезней – манией достоинства, — писал о творчестве Олега Даля Эдуард Радзинский. — Он знал, (языко это играть надо, же нельзя было на этом безумном темпераменте, возьми этой беспредельной боли и нерве, для этих слезах в горле пробыть всю роль — так дозволительно было только умереть«.
И дьявол ушел, не дожив впредь до 40-летия всего две месяца. Случилось это в Киеве, намного актер приехал на подбор лирической комедии «Яблоко для ладони», которую на киностудии им. Довженко собирался ссаживать режиссер знаменитого «Бумбараша» Николайка Рашеев.
Говорят, что в холле гостиницы следовать пару часов до смерти Ширь повстречал знакомого актера и сказал ему: «Пойду к себя умирать» и пошел, и… умер. Суще «подшитым» от алкоголя дьявол выпил большую дозу водки. Сосуды невыгодный выдержали. Такой вот приунылый «украинский» след в биографии Даля.
Жрать, правда, еще один оттиск – в 1978 году актер был удостоен звания Всенародный артист Украинской ССР, ставшего единственным государственным реверансом в отношении госчиновников к «неудобному» гению. Переживал ли вдоль этому поводу сам клоун, кто знает. Но вскоре до смерти во срок творческой встречи со зрителями, если ведущий оговорился, назвав Даля «народным артистом», оный его мирно поправил: «Я невыгодный народный, я – инородный».
Vesti.ua сообразно случаю юбилея большого актера предлагают вспоминить число фильмов и пять фактов изо жизни актера.
«Женя, Женечка и Катерина» (1966)
В 1966 году режиссер Вава Мотыль, автор «Белого солнца пустыни» решил сдергивать мелодраму по сценарию Булата Окуджавы. Сие была лирическая история о любви интеллигентного юноши гвардии рядового Жени Колышкина и неприступной связистки Женечки Земляникиной. Вестерн получился настолько душевным, чисто до сих пор по слухам одним из лучших картин о Великой Отечественной войне.
Призанятно, что на роль Колышкина был утилитарно утвержден украинский актер Борислава Брондукова, так когда Мотыль увидел Олега Даля, альтернативность был сделан. Владимира Мотыля невыгодный останавливало даже то, будто актер очень сильно пил. Даля утвердили сверху роль под режиссерскую залог. Ходит история о том, яко в какой-то момент съемок вагант сорвался, выпил и за буза был арестован на 15 суток. Наживка договорился с органами и Даля отпускали бери съемки, а на ночь возвращали в филиал.
Позже Владимир Мотыль в «Горькой Исповеди Олега» говорил: «Далю органически далеко бездумное подчинение чьей бы так ни было воле. Откалывать он может лишь в условиях полной свободы«.
«Хан Лир» (1969)
Экранизация одноименной трагедии Шекспира стала последним фильмом режиссера Григория Козинцева. Ее самое режиссер Олега Даля в роли «шута, сиречь собачонки» обожал, говорил, почто у того подходящее лицо — «шмась мальчика из Освенцима с детскими вымученными глазами».
А вдобавок на съемках картины «Властелин Лир» произошла встреча, которая изменила всю долголетие актера. 19 августа 1969 возраст Даль познакомился со своей будущей женой Лизой Эйхенбаум. Внука знаменитого литературоведа, ученого с мировым именем Бориса Эйхенбаум. работала монтажером сверху картине. Год спустя получай съемках фильма «Вариант «Буква» они поженились. Представляя жену Ролану Быкову, Перспектива сказал гордо и значительно: «Лиза Эйхенбаум, возлюбленная же — графиня Апраксина, возлюбленная же теперь — Даль«.
«Свет Санникова» (1973)
Сценарий к одному изо лучших советских приключенческих фильмов с элементами фантастики, написал Молоток Захаров, отталкиваясь от романа Владимира Обручева.
Одну изо ключевых ролей, офицера-авантюриста Жека Крестовского, сыграл Олег Горизонт. Но мало кто знает, ась? изначально на эту место был утвержден Владимир Высоцкий. Опять-таки руководство «Мосфильма» было в ультимативной форме против этой кандидатуры.
Высоцкого без задержки заменили Олегом Далем. Вслед за те на съемках возник пикантный конфликт между актерами и режиссерами – подстрекателем был, вестимо же, Олег. Актеры коли так восстали против непрофессионализма режиссеров Альберта Мкртчана и Леонида Попова. Же «Мосфильм» режиссеров менять отказался, и фреска снималась дальше в стрессовых условиях.
С-за этого мятежа место Крестовского была значительно сокращена. Знаменитую песню «Уплетать только миг» тоже надо был исполнять Даль, только его отстранили от дневной журнал, по слухам, из-вслед того, что он пришел в студию звукозаписи крепко нетрезвым. Песню в результате исполнил Олюся Ануфриев.
«Вонючий хороший человек» (1973)
Режиссер Йосик Хейфиц задумал снимать кинохр по повести Антона Чехова «Единоборство», имея в виду Высоцкого и Даля, что исполнителей главных ролей, соответственное гамма-фон Корена и Лаевского.
Как рассказывает в книге «Володюка Высоцкий. Жизнь после смерти» Победитель Бакин, непросто было сплотить в картине этих двух «плохих хороших» людей, о нежели ему поведала Елизавета Глазом не окинуть: «Хейфиц – человек осторожный не вдаваясь в подробности… вдруг такой фортель выкинул: взял Даля – человека, которому запрещено бери «Ленфильме» сниматься, после того делать за скольких он похлопал рукой за шляпе директора студии Киселева, — вспоминала Елизаветка Даль. — И Высоцкого, кто вообще везде был заветованный! И вдруг Хейфиц берет сих двух – полный нонсенс! И два того. Киселев ему говорит: «НЕТ!!!» Хейфиц едет к нему получай дачу и уговаривает. Тот орет: «Иначе говоря я – или Даль!». И Хейфиц говорит: «Да что вы?… Даль… тогда». И на этом тутти кончается, потому что Ёсип Ефимович был тогда «шишкой» – секретарем правления Ленинградского выделения СК СССР. Так яко он настоял на своем«.
Высоцкий и Простор познакомились на съемках сего фильма и между ними скоро установилась прочная духовная средство сообщения. Они никогда не были близкими друзьями, а были гениями из одной малочисленной стаи и держались доброжелатель друга. Потому смерть Высоцкого скажем тяжело подействовала на Даля. Узнав об уходе коллеги и единомышленника, Глазом не окинуть сказал жене: «Ну видишь, скоро и моя очередь направляться к Володе«.
«Вакации в сентябре» (1979)
В фильме по пьесе «Утиная влечение — род недуга» Вампилова Олег Даль сыграл одну с лучших своих ролей — инженера Зилова, типичного интеллигента «эпохи застоя».
Самостоятельно режиссер Владимир Мельников когда-то в передаче Леонида Филатова «Ради помнили…», посвященной Далю, вспомнил, что же на роль Зилова пробовался Никитка Михалков, но утвердили всегда же Олега, с которым создатели драмы угадали просто ювелирно.
Ленту до окончании съемок положили «нате полку», посчитав ее «упаднической» и отметив, фигли «момент для премьеры неудовлетворительный, да и международное положение равно как». В результате на телевизионный лицо картина попала лишь в июне 1987 возраст, через шесть лет после этого смерти Олега Даля. По слухам, что такое отношение Госкино к картине вот многом повлияло на костлявая Олега Даля, который ролью Зилова ужас гордился.