Мы ужe сooбщaли, чтo этoй нeдeлe, a имeннo 23 мaя сoстoится зaсeдaниe Экспeртнoгo сoвeтa пo стрoитeльству, прoмышлeннoсти стрoитeльныx мaтeриaлoв и прoблeмaм дoлeвoгo стрoитeльствa при кoмитeтe Гoсудaрствeннoй Думы пo трaнспoрту и стрoитeльству нa тeму «Сoвeршeнствoвaниe мexaнизмoв сaмoрeгулирoвaния в сфeрe стрoитeльствa». Одним из центральных вопросов, по мнению нашего добровольного эксперта из столицы, станет обсуждение законопроекта № 663958-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны». Наш внештатный автор решил продолжить тему.
***
Действительно, для саморегуляторов вопрос животрепещущий. По-хорошему, его надо было решать ещё в 2016 – 2017 годах, тогда, возможно, многим строителям удалось бы сохранить свои деньги.
Законопроект направлен на совершенствование системы государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций. По задумке инициаторов, он должен ликвидировать правовой пробел в части привлечения к ответственности за законные действия СРО по размещению средств компенсационного фонда в кредитных организациях, у которых впоследствии была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
При этом за не размещение или размещение, но не в полном объёме средств КФ, СРО могут запросто исключить из Государственного реестра саморегулируемых организаций. Такая участь постигла уже более 70-ти СРО, почти все они были исключены в упрощённом внесудебном порядке.
В результате, члены исключённых СРО, а именно более пятнадцати тысяч строительных и проектировочных организаций остались без права на выполнение работ и были вынуждены вступать в другие СРО. Прямые и косвенные потери участников строительного бизнеса составляют миллиарды рублей.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить часть 10 статьи 3.3 закона единственным исключительным обстоятельством, позволяющим в установленные сроки не размещать на специальном банковском счёте в полном объёме средства компенсационного фонда возмещения вреда и (или) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в связи с отзывом до 1 ноября 2016 года у кредитной организации, в которой были размещены такие средства или их часть, лицензии на осуществление банковских операций.
Изменения, предлагаемые в закон, направлены также на противодействие незаконному исключению СРО из Государственного реестра за добросовестные законные действия по размещению средств компенсационного фонда в кредитной организации, у которой в последствии была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству предложил включить указанный проект федерального закона в примерную программу законопроектной работы Госдумы в период весенней сессии 2019 года (июль).
Сейчас законопроект обсуждается в профессиональном сообществе. В частности, и послезавтрашнее заседание Экспертного совета будет посвящено этому. При общей поддержке предлагаемых изменений существуют разные подходы. Например, эксперты комитета по строительству «ОПОРЫ РОССИИ» по строительству считают, что законопроект № 663958-7 требует дополнительной проработки.
Они отмечают, что законопроект предлагает восполнять утраченные средства компенсационных фондов сразу с момента начала процедуры банкротства кредитной организации. «Обеспечить этот процесс, по мнению авторов законопроекта, должны члены СРО, то есть бизнес. По нашему мнению, такой подход не может быть поддержан бизнес-сообществом, представители которого добросовестно исполняют все требования СРО», – уверены в «ОПОРЕ РОССИИ».
Далее в рамках публичного обсуждения данного законопроекта эксперты предлагают рассмотреть иные механизмы и подходу к решению этой задачи. Например:
- фонды возможно наполнять за счёт новых членов СРО;
- процедуру наполнения фондов за счёт действующих членов на момент отзыва лицензии у кредитной организации отсрочить до завершения процедуры банкротства, когда будет точно понятно, что вернуть средства фондов невозможно;
- рассмотреть возможность внесения изменений в ФЗ «О банкротстве» в части изменения норм закона об определении очереди для средств компенсационных фондов СРО (перенести из 3-ей очереди во 2-ую);
- определить роль института страхования в этом процессе: могут ли часть потерянных средств возмещать страховые компании.
В «ОПОРЕ РОССИИ» просят учесть мнение предпринимательского сообщества по данному вопросу. А в каком виде законопроект поступит в Госдуму и поступит ли, мы скоро узнаем…
ОТ РЕДАКЦИИ. С нетерпением ждём на нашем форуме Ваших комментариев, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ