Нeвзирaя нa нeдaвниe увeрeния в мoрaтoрии нa измeнeния грaдoстрoитeльнoгo зaкoнoдaтeльствa, Минстрoй Рoссии нe сoбирaeтся снижaть тeмпoв кoррeктирoвки Грaдoстрoитeльнoгo кoдeксa РФ. Тaкиe вывoды мoжнo сдeлaть, в чaстнoсти, из интeрвью министрa Влaдимирa Якушeвa. Пoдрoбнoсти читaйтe в мaтeриaлe нaшeгo дoбрoвoльнoгo стoличнoгo экспeртa.
***
Глава Минстроя анонсировал целый ворох новых законов и иных нормативных актов, которыми планируется дальше регулировать ещё не окончательно зарегулированную строительную отрасль. Это и внедрение новых механизмов индивидуального строительства, с активным привлечением к работе банковского сообщества, и новые сюрпризы для застройщиков в связи с дальнейшими изменениями в 214-ФЗ, и корректировки Градостроительного кодекса РФ.
Последние будут касаться регулирования непосредственно самой процедуры строительства. Минстрой продолжит развивать тему ценообразования и технического регулирования. «Те поправки, которые мы вносим в весеннюю сессию, это только первый подход к снаряду», – метафорически выразился господин Якушев.
Также были объявлены и изменения, касающиеся работы негосударственной экспертизы.
«На рынке должны присутствовать профессиональные игроки. Сегодня существуют две противоположные точки зрения. Одни говорят о том, что негосударственной экспертизы на рынке быть не должно, потому что естьжулики, непрофессионалы и так далее. Мы же хотим сбалансировать систему», – сказал Владимир Владимирович.
При этом он подчеркнул, что негосударственные институты останутся работать на рынке, но при этом необходимо чётко понимать, «что там за специалисты. В этих процедурах есть вопросы. Мы их будем дорегулировать. Негосударственные институты тоже должны нести ответственность. Стройка ошибок не прощает, это очень серьёзно».
Из этих слов ясно, что речь идёт о тех же механизмах, которые уже внедрены в строительное саморегулирование. Контроль за специалистами – это реестр экспертов, по аналогии с реестром НРС. А ответственность для «негосников» – это СРО с компенсационными фондами.
Однако так и осталось непонятно, что же или кто же помешал принятию законопроекта № 374843-7, который как раз и предусматривал вхождение организаций негосэкспертизы в систему строительного саморегулирования? Минстрою не нужно изобретать велосипед, обобщать заграничный опыт или изобретать какие-то новаторские ранее никогда не существовавшие структуры. Все необходимые механизмы уже существуют и относительно успешно работают в отношении проектировщиков-изыскателей-строителей. В законопроекте они также подробно проработаны, и более того, документ уже прошёл необходимые согласования и первое чтение в российском парламенте.
Что же пошло не так? Почему документ, о необходимости которого говорил и продолжает говорить Минстрой, вдруг намертво застрял в думских коридорах? И ладно бы, причиной стала вторая статья об амнистии компенсационных фондов, вокруг которой действительно скрещено немало копий. Но остановился-то законопроект именно из-за положений о негосэкспертизе. При том, что Минстрой обеими руками «за», правящая фракция и профильный комитет Госдумы – тоже «за», НОПРИЗ, которому предстоит курировать переходные процессы, тем более не возражает.
Возникает странное впечатление, что власть боится ненароком ущемить финансовые интересы самих «негосников», не желая обременять их взносами в компфонды или персональной ответственностью. Довольно странное отношение, при том, что со строителями, проектировщиками или теми же застройщиками никто по этому поводу не церемонился и не ломал голову, легко или тяжело им будет найти деньги на взносы в компфонд. Однако с какой-то стати именно на представителей негосэкспертизы вдруг стал распространятся принцип максимального благоприятствования. И ладно бы, отвечай те на заботу и доверие своими действиями, повышая качество экспертных заключений и борясь за чистоту рядов. Но процессы, которые приходится наблюдать на рынке негосэкспертизы (а она превратилась именно в рынок), прямо противоположные. Беззастенчивая продажа положительных заключений в стиле «что вам угодно», получившая «добро» безграмотная проектная документация, позорные выводы о том, что нужно снести детскую площадку, чтобы спасти самострой, полное игнорирование требований законодательства об учёте мнения местных жителей… И так далее, и тому подобное. А в результате – в лучшем случае впустую потраченные денежки заказчика, а в худшем – человеческие жертвы.
Впрочем, судя по всему, сколько негосударственной верёвочке ни виться, а конец должен прийти. Минстрой не оставляет курса на внедрения системы саморегулирования и повышения ответственности для экспертов. И, будем надеяться, найдёт силы одолеть лобби состоятельных «старичков-негосников», отчаянно держащихся за свой бизнес.
ОТ РЕДАКЦИИ. Приглашаем Вас к обсуждению, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования. Что Вы думаете по поводу застрявшего в думских кабинетах законопроекта, и попыток Минстроя навести порядок в сфере негосэкспертизы?
Ваш ЗаНоСтрой.РФ