фoтo: pixabay.com
«У нaс былo oбрaщeниe кoллeг из Вeнeсуэлы o тoм, чтoбы прoвeсти тaкую реструктуризацию. Мы ведем эту работу в рамках Парижского клуба кредиторов. Такая работа еще находится в процессе, она не завершена», — сказал Силуанов.
Напомним, в декабре 2011 года Москва предоставила Каракасу государственный кредит в размере $4 млрд. Эти деньги должны были пойти на финансирование поставок российской военной техники и оружия в Венесуэлу. В результате в 2013 году наша страна поставила в республику продукции на $2,65 млрд.
Как ранее сообщали в Минфине, до 2015 года претензий к Венесуэле по погашению кредитов не было. Однако после начались сбои по выплатам. Как следствие весной 2016 года у Каракаса образовалась первая просроченная задолженность в размере $265 млн.
Впрочем, Москва решила пойти на встречу партнеру и провести реструктуризацию венесуэльского долга. Республике разрешили выплатить кредит на несколько лет позже.
Однако, как оказалось, такая дружеский жест вышел боком российскому бюджету. По данным Счетной палаты, Венесуэла не исполнила условия реструктуризации долга. В результате наша казна недосчиталась 53,9 млрд рублей, что эквивалентно $950 млн.
Как поясняет директор Института актуальной экономики Никита Исаев, Венесуэла сейчас переживает тяжелейший кризис. Поэтому на скором восстановлении экономики республики можно будет поставить крест. А это означает, что своих денег Россия также не дождется. «Работа по реструктуризации долга — лишь подготовка к очередному его «прощению», — предупреждает эксперт.
Как известно, в последние годы Россия в погоне за «дружескими отношениями» дарила и прощала финансовые долги не только Венесуэле. «Можно долго оправдывать подобную щедрость дальновидными шагами ввиду того, что «прощенные» страны все равно безнадежны в плане возврата денег, с них ничего не получить. А раз так — сделаем широкий жест. Вопрос к правительству в другом: неужели благородство не может быть с пользой?», — продолжает Исаев.
По его словам, по идее страны, которым мы пошли навстречу должны просто бежать на встречу России сверкая пятками с предложениями выгодных контрактов и всяческих преференций. Однако подобных ответных реверансов не наблюдается.
К слову, за последние годы Россия «простила» или провела реструктуризацию долгов Сирии, Афганистана, Ливии, Ирака, Кубы, Северной Кореи, Узбекистана. Так, недавно премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил единовременное списание Россией долга по кредитам Киргизии в размере $240 млн. «Какие гарантии получила наша страна от нынешних инвестиций? Да никаких. Скоро в Киргизии выборы, на которые нынешний президент идти не собирается. Налаживать связи придется считай заново. Как бы ни получилось так, что в погоне за дружескими отношениями, Россия не превратилась в обслуживающий персонал. Дружбу то не покупают» — говорит Исаев.
В общей сложности речь идет списании долгов дружественным странам на сумму в $80 млрд.
Однако от такой «щедрости» наших чиновников пострадают, прежде всего, рядовые россияне. Как отмечает аналитик АЛОР БРОКЕР Кирилл Яковенко, отечественная экономика и без того переживает тяжелые времена. «Нагрузка на бюджет страны растет, падение доходов казны составило уже 7% ВВП. Более того, по оценкам независимых экономистов, в ближайшие три года улучшений ждать не стоит», — продолжает аналитик.
Между тем, своевременное исполнение долговых обязательств со стороны дружественных России государств так или иначе формирует бюджетные планы.
«Новое финансирование долга Венесуэлы, в котором Россия в очередной раз, скорее всего, не откажет, ощутимо скорректирует внутренние российские расходы», — считает Яковенко.
Другими словами, политический жест доброй воли сыграет на руку только дипломатическому имиджу, но явно не пойдет на благо простого населения.