фoтo: kremlin.ru
В чaстнoсти, eгo цитaтa в эфирe тeлeкaнaлa звучит тaк: «Кoнeчнaя цeль, кoтoрую я вижу, и кoтoрaя вполне реалистична — это 30% доли нашего кино. Как минимум, в киносеансах. В идеале — и в сборах». А мы спросили у киноведа Кирилла Разлогова — что вообще означают все эти цифры и с чем их едят, поскольку прокат — штука хитрая.
— Так это реалистичная цифра — 30%?
— Дело в том, что сеансов может быть сколько угодно — делай себе эти сеансы в ночное время и ранним утром, и пиши — «отечественные фильмы». Реальная пропорция считается только в деньгах и никак иначе. А 30% сеансов — это чисто техническая вещь: пожалуйста, есть муниципальные кинотеатры — запусти их с восьми утра и до двенадцати ночи, и показывай себе что хочешь. Чисто инструментальная штука, это вообще не показатель. Такое давление на кинотеатры можно устроить простым приказом сверху: пусть будет 30%. Правда, на этих сеансах будет два человека, и их засчитают как сеансы, а на других безо всякого давления будет 500 человек, но они… не будут сеансами отечественных фильмов. Так что при ручном управлении — и делать нечего, все достижимо…
— Но бессмысленно. А со сборами все гораздо сложнее?
— Ну конечно, потому что сборы — это реальные зрительские предпочтения, готовность людей платить деньги за посещение того или иного фильма. Тут тоже может быть влияние прокатчиков — они могут ставить фильмы в определенное время. Но если им прикажут просто ставить отечественные фильмы в определенном количестве — они это сделают легко. В странах, где есть квота на число сеансов национального кино (в Южной Корее, например), все сеансы отечественного кино укладываются до 12 часов дня, а с 12-ти начинаются другие… вот и всё, никаких тут секретов.
— Но это вряд ли поддержит национальное киноискусство… но надо же как-то свое кино оберегать, продвигать, лоббировать?
— Свое кино надо оберегать, продвигать и лоббировать, но делается это совершенно другими средствами. Например, у нас любят ссылаться на французский опыт. Во Франции производство фильмов поддерживается не прокатным удостоверением, а тем, что телевизионная компания обязана определенный процент от своего оборота — небольшой — отдавать в кинопроизводство. Можно прибегнуть к системе, когда телевидение обязано показывать отечественные фильмы, которые сейчас они и покупать не хотят, и не будут, ведь у них есть свой поток сериалов, который эту задачу решает. Сейчас вообще кинопрокат в мире дышит на ладан, у него — сетевого проката — сложная ситуация, связано это с тем, что большое значение приобретает стриминг — прямой показ фильмов в интернете. И есть большие компании, которые этим занимаются. И начинаются вокруг этого серьезные конфликты, ставится вопрос — как спасти кинотеатральный показ в принципе?
Так что в этих условиях вот такие волевые «ручные» методы показ не спасают, а только его гробят.
— То есть в мире из-за новых технологий вообще речь идет о смерти кинотеатров?
— Пока есть такая угроза. Прилагаются усилия в разных странах как на государственном, так и межгосударственном уровне, чтобы ситуацию понять и как-то спасти. У нас это пока еще не очень развито (прямой показ фильмов в интернете), но в мире это считается главной угрозой. Потому что раньше существовали определенные законы, которые давали кинотеатрам приоритет, прокат в кинотеатрах был первичен, тем самым, задерживая на несколько месяцев трансляции этих же фильмов на платном/бесплатном телевидении, в интернете… вот эта вещь действительно защищала прокат. И то идут новые технологические вызовы. А просто приведенные цифры сеансов — совершенно пустая вещь, не обращайте никакого внимания.