фoтo: Сeргeй Ивaнoв
— Aлeксaндр Бoрисoвич, чтo здeсь дeлaeт Гeтe?
— Здeсь нe тoлькo Гете — все персонажи триптиха, в который объединены три одноактные оперы, — люди известные. Гете — герой первой оперы, в которой рассказывается история его последней любви. Великому немецкому поэту было 74 года, а юной девушке Ульрике всего 19. Это был настоящий страстный роман. Гете хотел жениться, но мать Ульрики помешала этому браку. Свадьба не состоялась, и вскоре Гете умер. Самое невероятное, что Ульрика хранила ему верность до конца своих дней — а прожила она 95 лет! Она так и не вышла замуж, не родила детей, не заводила романов.
— А кто вот эти люди, похожие на Ницше с Фрейдом?
— Это секрет. Тайна доктора Ф. и философа Н., которые ведут спектакль, комментируя сюжет, раскроется лишь в финале.
— Три одноактовки объединены только темой любви?
— Не только, разумеется. Оперный триптих — жанр сложный, не мной изобретенный. Достаточно вспомнить три одноактные оперы Пуччини, которые принято исполнять в один вечер, хотя могут быть и отдельные исполнения. Я задумывал свой триптих как единое целое. Каждая из них происходит в определенное время. Первая — 1823 год, история о Гете. Вторая — начало ХХ века. Это история Густава Малера, австрийского композитора, и его жены Альмы, изменявшей ему и доведшей его до нервного расстройства и смерти в 51 год. Ну а действие третьей, которая называется «Эротика», происходит в 20-е годы. Ее героиня — необыкновенная женщина Лу Андреас-Саломе. Среди ее любовников были Рильке, Ницше, Фрейд. В искусстве любви она была не только практиком, но и теоретиком: написала трактат под названием «Эротика», в котором объясняла, что художественное творчество и эротика — это одно и то же. Без эротики нет творчества, в свою очередь, без творчества нет эротики.
— Кроме темы любви оперы объединены еще и Германией…
— Я очень люблю немецкую культуру, музыку, немецкий язык. Кстати, есть фрагменты в опере, где герои переходят на немецкий, а на экране мы видим русский перевод. Музыкальный язык триптиха также имеет прямое отношение к немецкой музыке. Потому что вообще невозможно себе представить музыкальную культуру без немцев или австрийцев. Первая опера опирается на музыкальные стили первой трети XIX века — Бетховен, Шуберт, Вебер. Вторая — конечно, на язык Малера, немецко-австрийского экспрессионизма. Есть даже цитаты. «Эротика» посвящена эпохе, в которую уже вовсю расцвел джаз, и здесь я использую стиль Курта Вайля, джазовые стандарты и аранжировки: к камерному симфоническому составу присоединяются ударная установка, бас-гитара и клавишные. Ну а интермедии между частями триптиха построены на атональных конструкциях в духе нововенской школы. Так что здесь в полной мере реализуется техника, приверженцем которой я являюсь уже давно: полистилистика.
— А где здесь композитор Журбин?
— Везде. Во всех ариях, дуэтах, ансамблях, инструментальных фрагментах, лейттемах. Сочинение написано именно как опера, по всем законам оперной музыкальной драматургии. Очень мало разговорных моментов, хотя они присутствуют. Есть сквозные темы — в оптимистическом финале они синтезируются в некое единое целое.
— Те, кто ставит этот спектакль, серьезно относятся к любви?
— Весьма. Дирижер-постановщик Феликс Коробов, режиссер Татьяна Миткалева, ученица Александра Тителя, который этот проект курирует. У нас очень талантливый художник, молодой, но уже много и невероятно ярко сделавший в театре, — Мария Трегубова. Она создала удивительный мир на сцене, потрясающие костюмы, которые вроде бы принадлежат определенной эпохе, но при этом абсолютно современны. В спектакле заняты великолепные артисты.
— Как вы думаете, опера сегодня актуальна как жанр?
— Мне кажется, что сегодня опера выдвинулась в авангард мирового искусства. Огромное количество опер ставится по всему миру. Многие крупные режиссеры работают в этом жанре. Опера может быть самой разной. Я предлагаю свой вариант — «Метаморфозы любви».