фoтo: Нaтaлья Мущинкинa
— Этoт aльбoм был мoeй зaвeтнoй дeтскoй мeчтoй лeт с 11-12, кoгдa я сoздaл свою первую группу, впоследствии получившую название «Мумий Тролль». Мы сегодня встретились в баре, потому что до того, как была записана пластинка, бар был моим одним из первых рабочих мест. Возможно, кто-то и сейчас так же общается с людьми из-за барной стойки, а в голове у этого человека есть свои фантазии. Одна из таких моих фантазий воплотилась в реальность.
Прежде чем пластинка увидела свет, некоторые звукозаписывающие компании отказались выпускать ее, посчитав неформатной. Как за 20 лет изменилось понятие формата? И каков личный, внутренний формат «Мумий Тролля»?
Что касается схемы работы звукозаписывающих компаний, все осталось по-прежнему, и это естественно, потому что у каждой из них есть свое видение, своя устоявшаяся клиентская база. Я никогда не питал никаких иллюзий о том, что за мной выстроится какая-то очередь из лейблов. Когда я записывал первые альбомы, у меня было определенное количество друзей, единомышленников, которым нравилось то, что я делаю. Так или иначе они в этом участвовали. На таких людей я до сих пор рассчитываю и могу положиться. Если говорить о реальных изменениях за 20 лет, то чем дальше, тем активнее развиваются новые технологии. У всех творческих людей сегодня гораздо больше возможностей, с одной стороны, донести свои идеи и произведения до своих потенциальных слушателей, с другой стороны — среди обилия информации очень сложно достучаться до аудитории. Сегодня каждый музыкант — сам себе лейбл, и при достаточных силах, приложенных к своему таланту, может добиться широкого признания.
Концерт с программой из композиций с «Морской» на V-Rox как-то влияет на концепцию всего фестиваля в этом году?
В 2017 у него тоже юбилей — 5 лет. Самый первый фестиваль начался с концерта «Мумий тролля», так что наше выступление там очень символично. Во Владивостоке довольно просто связать концепцию пластинки и этого мероприятия. Там всегда морское настроение, соответствующая атмосфера.
Альбом появился в другую историческую эпоху. Ощутили ли вы сами смену времен? И как звучание всех этих песен преломляется в современных реалиях?
Про эпоху, мне кажется, вы сильно сказали. 20 лет — не так много, как может показаться, хотя, конечно, выросло новое поколение слушателей. А вот с музыкальными течениями получилось неожиданно: если оглядываться назад, я думал, что за это время все очень сильно изменится, так же, как это произошло в промежутке с 70-х до 90-х. Однако оказалось, 90-е так сильно засели в нашем сознании, что «Морскую» можно было выпустить и сегодня. Если представить, что о ней бы никто не знал, ее бы назвали свежей и актуальной. Лично для нас как для группы эти 20 лет прошли в постоянных гастролях. Это нелегкое, но приятное приключение. Я не хочу преувеличивать тяжести и лишения гастрольной жизни: люди всех профессий проходят через определенные трудности, но есть и другая сторона медали, позитивные моменты.
В «МК» только что вышел обзор с крупнейшего фестиваля South by Southwest, прошедшего в Остине, столице Техаса. Я знаю, что вы тоже выступали там два года назад. Какие впечатления у вас сложились как у музыканта и организатора своего подобного мероприятия?
Я не только играл на нем, три года подряд мы устраивали там презентации V-Rox. Наверное, это самое грандиозное событие в мире музыкальных шоукейсов, в которых, конечно, очень трудно разобраться посетителям. Я слышал, что в этом году только на музыкальную программу приехало 150 тысяч человек, не говоря уже о кино и медиа- программах, и структура Остина оказалась к этому не готовой. Это интересный опыт, когда университетский город вдруг превращается в мировую столицу музыкальной индустрии. Я признаюсь честно: для меня такой опыт стал примером того, что можно сделать с Владивостоком. Хотя, конечно, проведение такого крупного фестиваля связано с определенными трудностями — с властями, с местным населением. Это нужно понимать, и с этим нужно работать.