Oт мaсштaбныx блэкaутoв нe зaстрaxoвaн ни oдин житeль Рoссии.
Aвaрия нa линияx электропередач Бурейской ГЭС произошла вечером 1 августа, когда на Дальнем Востоке люди готовились ко сну. Около 22.00 по местному времени в результате короткого замыкания отрезанными от электричества оказалось почти 440 тыс. жителей Амурской области, около 40 тыс. человек в Южной Якутии, примерно 715 тыс. в Хабаровском крае и Еврейской АО и 430 тыс. — в Приморском крае. Хотя, как утверждают местные власти, энергоснабжение было восстановлено достаточно оперативно — уже до полуночи, однако многие жители Дальнего Востока оставались без света более четырех часов.
По словам главного диспетчера Регионального диспетчерского управления энергосистемы Амурской области Бориса Васильева, авария произошла из-за короткого замыкания. Сработавшие предохранительные устройства моментально прекратили работу нескольких гидроагрегатов не только на Бурейской ГЭС, но и снизили нагрузку на другой крупной дальневосточной электростанции — Благовещенской ГЭС. Авария привела к тому, что было приостановлено движение на некоторых российских участках Транссибирской магистрали.
Борис Васильев уверяет, что сейчас все энергетические системы работают в нормальном режиме, а у потребителей нет причин впадать в панику и запасаться дровами. Тем не менее поводы для опасения существуют. Буквально неделю назад аналогичное происшествие произошло в Крыму. Из-за аномально высоких температур также сработало предохранительное оборудование, и было обесточено большинство крупных населенных пунктов полуострова. Кроме того, вину в этой аварии энергетики возложили на резкий рост потребления со стороны местного населения и сбой энергоагрегатов на Ставропольской ГРЭС. В конце июня подобный блэкаут случился в Сибири. По словам ряда источников, к отключению нескольких крупных линий электропередач и нескольких изолированных энергосистем привел технический сбой на Братской ГЭС. Всего с начала года в России произошло уже шесть крупных нештатных ситуаций на энергообъектах, которые становились причинами масштабного отключения электричества в регионах.
Ущерб от энергоаварии на Бурейской ГЭС еще предстоит подсчитать. В 2005 году, когда случился блэкаут в Москве и Подмосковье, финансовые потери организаций и рядовых жителей были оценены примерно в 3 млрд рублей. Дальневосточный «рецидив», как отмечают эксперты, только в связи с временным отключением поставок электроэнергии в Китай грозит привести к ущербу примерно на такую же сумму. Если сложить его с потерями отечественных потребителей, убытки могут вдвое, а то и втрое превысить финансовый урон от столичного блэкаута.
По словам начальника аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергея Суверова, впадать в панику в связи с происшествием на Дальнем Востоке не стоит. «Подобные аварии случаются постоянно. Вина в них по большому счету лежит не на частных компаниях, которые владеют объектами энергогенерации, а на государственных структурах, ответственных за контроль над распределением электроэнергии. В последних организациях не всегда существует конкретное понимание, в каком регионе есть изъяны и что необходимо сделать, чтобы их устранить», — отмечает эксперт.
Это же мнение разделяет и Виктор Кудрявый, в прошлом замминистра энергетики РФ и председатель совета директоров РАО «ЕЭС России». По его словам, отчет о случившейся аварии на Бурейской ГЭС, скорее всего, будет носить закрытый характер, и его доступность окажется весьма ограниченной даже для специалистов. «Тем не менее можно с уверенностью сказать, что подобные блэкауты уже приобрели в современной жизни России характер постоянный и неизбежный. Во многом такое положение связано с реформой РАО «ЕЭС», проведенной около десяти лет назад. Сейчас далеко не всегда существует взаимопонимание между энергетиками центра, то есть государственных служб, контролирующих этот процесс, и региональными электростанциями. Аналогичные аварии будут преследовать Россию и в будущем — до тех пор, пока не возобновится полная ревизия и инспекция генерирующих объектов и распределительных систем в регионах. Впрочем, для этого необходимо, видимо, принять специальный закон, ограничивающий местных энергетиков в полномочиях по распределению подрядов», — полагает Виктор Кудрявый.