фoтo: pixabay.com
Мeдики oтмeчaют, чтo любoe зaсыпaниe прoисxoдит внeзaпнo. Чeлoвeк прeкрaснo oтдaeт сeбe oтчeт, кoгдa xoчeт спaть — у нeгo слипаются глаза, он начинает зевать. Однако сам процесс отхода ко сну не помнит и не контролирует никто.
То же самое происходит и за рулём. Водитель напрягает глаза, бодрится, хлопает себя по щекам, но в какой-то момент сдаётся и организм просто выключается. Первый признак усталости водителя – нежелание следить за дорогой, в частности, за зеркалами. А ведь для водителя зеркала – не просто помощь в управлении. Это еще и фактор проверки себя. И если вы чувствуете, что стали меньше смотреть в зеркала для контроля своего прямолинейного движения, степень вашей готовности к действию снижается и вы начинаете уставать.
Помните: когда глаза слипаются и находит зевота, это уже переход в засыпание.
При первых звоночках усталости попробуйте проговорить вслух список тех опасностей, которые могут вам встретиться на дороге и среагировать на них поворотом глаз и головы. Это даёт хороший стимул. Но называть этот вариант инструментом борьбы со сном все же не стоит.
Второй признак усталости водителя – нежелание следить за дорогой перед собой. То есть это фокусировка взгляда на фронтальной зоне. У матёрых водителей это называется «гипноз дороги». То есть, равномерная скорость, одна и та же картинка, синдром «тоннельного зрения».
Заметить усталость можно по «остекленевшему» взгляду. Часто водителю, который возвращается после долгого рейса, сложно ответить на элементарные вопросы: «какой знак только что был справа?», «какое ограничение скорости действует на данном участке движения»? Дело в том, что при усталости человек выпадает из потока необходимой информации. И в 90 процентов случаев к этому ведёт именно «остекленение» взгляда. То есть человек следит только за направлением движения. За «остекленением» всегда следует засыпание.
И в России, и за рубежом большая часть аварий случается на последней трети пути. Здесь, как ни странно, главную роль играет опыт. Водитель сто первый раз едет по маршруту, у него уже сто раз получалось доехать. Но именно желание не заснуть и дотянуть «последние километры», которые он уже сто раз проезжал, приводит к тому, что водитель не справляется. Правда, тут есть и обратная сторона медали. Беда усугубится, если он справится: «Я в этом состоянии доехал, значит, я доеду в любом состоянии». И это, как снежный ком, рост которого, увы, закончится только при ДТП.
Когда вы чувствуете, что начинаете уставать, увеличьте дистанцию. В большинстве случаев водители едут на очень небольшой дистанции, что, часто становится причиной аварий. Если разбирать безопасную дистанцию, то две секунды – это тот минимум, который нужен человеку, чтобы начать действовать в движении. «Что это значит? Допустим, вы едете передо мной. Вы увидели опасность, отреагировали на неё, нажали на тормоз, тормоза сработали. Вы начали тормозить и уехали снижать скорость. Я еду от вас на 2-х секундной дистанции и вижу ваш манёвр. Мне время среагировать нужно? Нужно. Перенести ногу нужно? Нужно. А ещё время нажать на тормоз и начать тормозить. Фактически, если между мной и вами дистанция в 2 секунды, я начинаю тормозить там же, где это сделали вы. И в результате, мы и остановимся в одной и той же точке: в лучшем случае, бампер в бампер. Поэтому называть «полностью безопасной» дистанцию в 2 секунды нельзя. В 2 секунды можно уложиться, если я еду за вами и готовлюсь к торможению. Но находиться в таком напряжении, не имея запаса времени очень тяжело. Человек всё равно расслабится и отвлечётся. Поэтому безопасной дистанцией мы считаем 3 секунды. Но, опять же, три секунды для каких условий? Водитель выспавшийся. Водитель готов действовать. Мы не говорим, что он отмотал 2500 тысячи километров и едет в состоянии невменяемости. Если перевести секунды в метры, то при скорости 60 километров в час, 3 секунды – это расстояние 51 метр. Глазам человека кажется, что это невероятно огромная дистанция. Но в момент усталости её точно не хватит. И столкновение обязательно произойдёт. Ещё раз: если вы чувствуете усталость, пожалуйста, увеличьте дистанцию», — говорят эксперты центра «Движение без опасности».
И все же — как не уснуть за рулем? Ответ весьма банальный, но единственно правильный – поспать дома. Ну или где-то вне дорожного полотна. В противном случае, есть риск «уснуть» на подушке безопасности.
Не стремитесь ездить по ночам. Как бы человек не боролся с собой, в 2 часа ночи он начнёт засыпать, даже если он полдня предварительно провалялся в постели. Для водителей грузового транспорта придумали вполне оправданное средство от усталости – тахограф. Он ограничивает время, проводимое за рулём, и дисциплинирует водителя с точки зрения его поведенческой модели – даёт возможность и спать полноценно, и двигаться эффективно. Отличный дисциплинарный вариант для опытных водителей.
На советы зарядиться энергетиками или пожевать кофейные зёрна даже не надейтесь. Кофеин, таурин и другие компоненты таких «батареек» мобилизуют внутренние силы организма максимум на полчаса. Но потом, вместо того, чтобы хотя бы вернуться к исходному варианту, вы попадаете в ситуацию значительно хуже. Лимоны, открытые окна, сигареты – тоже лишь оправдание своих действий. Если нет возможности долгосрочного глубокого сна, ищите заправку или закрытую территорию, где можно получить свои заслуженные 15 минут отдыха. Без перехода в глубокую стадию засыпания, это время позволит вам мобилизоваться примерно минут на 40. Но, помните, что через 40 минут вы всё равно вернётесь в первоначальное состояние. Эффективный способ борьбы со сном – это поспать и, перед тем как поехать, немножко выйти и размяться. И это всё.